
Весна 2022 года, Москва. На ВДНХ моют фонтан "Дружба народов"
"Комсомольская правда"/ Global Look Press
Зачем нам в 21 веке такое понятие как нация? Кажется, что оно должно было остаться в прошлом после победы идеи глобализации. При этом в России сегодня все чаще звучат слова «деколонизация» и «освободительное движение». Почему так вышло и к чему может привести, «Отделу культуры» рассказывает Ольга Тараканова, исследующая проблемы империализма в истории и в современных реалиях.
— Расскажи, как изменилось восприятие национального вопроса в России после 24 февраля.
— У меня есть любимая история об этом. В августе я ехала на BlaBlaCar из Волгограда в Петербург. Меня вез взрослый мужчина на достаточно дорогом внедорожнике, кажется, это был bmw. Ночью, чтобы не уснуть, он смотрел фильм «Холоп» про русских крепостных крестьян и ролики с политической аналитикой на канале «Бесогон ТВ». С нами в машине ехали его дочь лет восемнадцати и еще один попутчик, мужчина средних лет. И я, и дочь всю дорогу просидели в наушниках, а водитель и попутчик с интересом смотрели в экран. Так вот, на «Бесогоне» показывали карту разделения подконтрольной России территории на множество независимых государств — с подписью «ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ» и комментариями, что авторы таких карт хотят «развалить Россию». Карты появились еще весной, к августу добрались до «Бесогона».
Сейчас много свидетельств, что о деколонизации думают и говорят гораздо чаще, чем раньше. По данным Google Trends, с середины марта в среднем примерно в два раза больше запросов, чем на протяжении предыдущих пяти лет. В списках иностранных агентов с октября стали появляться национальные активисты: Ирек Биккинин — татарский активист из Мордовии, Семен Кочкин — создатель телеграм-канала «Сердитая Чувашия», Руслан Габбасов — руководитель запрещенного Башкирского национального политического центра. Всетатарский общественный центр, с 90-х боровшийся за суверенитет Татарстана, признали экстремистской организацией. О деколонизации говорят СМИ, как антивоенные, так и государственные — естественно, с разными интонациями. Становится привычным видеть в новостях понятие «национально-освободительное движение». Раньше оно многим было вообще не знакомо, разве что только по отношению к событиям давнего прошлого.
Резкий рост востребованности национально-освободительных движений и внимания к ним совпали с началом мобилизации. Людям оказалась нужна помощь именно тех, кто рядом и кто представляет себе ситуацию в каждом конкретном месте: в какую страну удобно выехать, где будет проще адаптироваться, как скрываться, если возможности уехать нет. Помню, что активисты из Республики Саха (Якутия) в одном из постов предложили совет, который, наверное, подходил многим негородским жителям: если к вам едет мобилизационный автобус, пусть все мужчины уйдут «на охоту», а призывная комиссия ищет в лесу вооруженных мужчин. Движения за деколонизацию предлагают и осмысление масштабных проблем, и хоть какие-то инструменты безопасности в критической ситуации.
Но рост внимания не значит, что раньше национального активизма не было. Наоборот, его нынешняя известность стоит на платформе, которую отдельные активисты и сообщества готовили годами. Например, сообщество Agasshin — оно появилось в Москве в 2020 году и рассказывало «о жизни этнокультурных сообществ в России», стремясь «к свободе от расизма и ксенофобии». Или лингвист и журналист Тодар Бактемир, который в своем тг-канале «степной новиоп» несколько лет писал об астраханской региональной идентичности и языковой политике.
— Кто сейчас в первую очередь популяризирует и исследует национальный вопрос в России?
— Наверное, заметнее всего работа нескольких крупных команд. В первую очередь, это фонд «Свободная Бурятия» — во многих медиа выходили интервью с его президенткой Александрой Гармажаповой, аналитиком Марией Вьюшковой. Чуть позже, чем «Свободная Бурятия», появились «Свободная Якутия», «Новая Тува». Стабильно растет аудитория у анонимного медиа «Беда», которое «изучает российский имперский проект».
Я также стараюсь следить за конкретными лидерами. Например, Руслан Габбасов из Башкоркостана, у которого есть подробно разработанный проект башкирской политической нации. Он говорит, что ядром ее должны стать башҡорттар, но это не эксклюзивный проект: «Башкиры — ведущая сила, но это не подразумевает какие-то особые права. Это, скорее, дополнительная обязанность. <…> Каждый житель Башкортостана получит возможность присягнуть на верность республике, ее законам, конституции. Если кто-то откажется от присяги, они останутся гражданами республики, это не лишает их каких-то прав, социальных благ и льгот. Но они не будут допущены до участия в политической жизни: не смогут избираться сами и участвовать в выборах». В Калмыкии есть Даавр Доржин. У него тоже разработана концепция государственного устройства независимой Калмыкии — он начинает с предложения нового названия, Өөрдмүд, и предлагает политику гражданства, языковую политику, программу люстраций — ответственности нынешней власти республики за соучастие в военных преступлениях. Они оба и многие другие входят в Лигу свободных наций.
Я также слежу за исследовательницами империализма и колониализма. Анна Гомбоева пишет о колонизации Сибири, Анна Энгельхардт рассказывает о колониальной инфраструктуре, например, значении Крымского моста, и о специфике российского оружия. При этом у меня есть ощущение, что исследований о прошлом национально-освободительных движений — и периода девяностых, и более ранних — сейчас очень не хватает. Национальный активизм появился не сегодня, у него богатая история, но она стерта государством, так как виделась ему опасной. Сейчас очевидна потребность восстановить преемственность, и для этого приходится прикладывать огромные усилия.
— Кого мы вообще называем нацией?
комментарий для Автора: перечитайте «Красное колесо» и «Окаянные дни». Может по другому напишите? Зачем наступать на «модные» грабли?
Гарантия большой крови. Рек крови. В том числе и в ходе свар новых государств друг с другом. Часть элит выиграет, самолюбие своё барское потешит, а основной массе все эти мечты журналисток и режиссёрок таким боком выйдут...
Такое ощущение, что авторы подобных статей живут в космосе. Во-первых не указано, что главная причина в том, что эта туманная деколонизация стала модной- в как обычно тупом заимствовании вокистских теорий "critical decolonisation or race Studies", о научности которых на западе, где они зародились, серьёзные учёные даже и не спорят уже-всем все понятно.
А в сорбонне проводятся конференции как не допустить дальнейшего проникновения всего этого в настоящую науку и университеты,чтобы не пришлось бред вычищать долго. Буквально недавно была.
Во-вторых, что-то непонятно, в каком предложении она показывает свое чёткое понимание различия между Татарстаном, Чувашией, субьектами РФ и средней Азией, але, гараж? Или мы отделим Татарстан от РФ, а потом, например прованс от Франции?
Татарстану кстати больше повезло, там местный язык не запрещали в отличие от бретони и прованса и не били в школах за его использование как в сев. Ирландии.
Предлагаю создать ещё сотку - две новых стран мира! Пусть деколонизируются и отделяются все!
В - третьих, непонятно, каким образом насильственное отделение от РФ кусков, в каждом из которых преобладает русское плюс смешанное наполовину русское население, пойдёт на пользу демократии? Але, гараж, два.
В - четвертых, ну мнения "известных режиссёров" по историко-политическим вопросам - это конечно маст ноу. Главное смотреть, что скажут режиссёры, а вот что скажут жители самих регионов, которым рекомендуют отделиться-это конечно "нах оно нужно", правда?
Кстати, если Кавказ отделяется, то где горные соколы с кубиками будут-потреблять, учиться, развлекаться, и главное-познавать радости разнообразного и многогранного секса (ради которого эти кубики и заводятся)- неужто у себя, со своими девственницами в платках? Рынку индивидуалок москвы и просто красивым женщинам приготовиться к падению спроса?
Про войну, про насильственное сопротивление? Ради чего? Ради "независимой Калмыкии", которая экономически не сможет продержаться независимой и несколько месяцев. Провокативная и не очень глубокая, по-моему, статья. С однобоким походом к истории, штампами и странными поверхностными выводами. Не дай Бог людям с такими взглядами влиять на ход истории.
На ход истории влияет каждый из нас. В целом, то, что вы говорите о Калмыкии произносили и про бывшие республикии СССР и про колонии Англии и Франции. Но ведь живут, некоторые даже дают отпор бывшей метрополии
Калмыкия не аналог "колоний Франции", Калмыкия-аналог Бургундии, Корсики и Прованса, которые никто отделять не собирается.
Боюсь, что даже не Корсики
Что вы говорите. А главное аргументировано
А деколонизация — это в том числе и про войну, про насильственное сопротивление. Это право сказать: «Я больше не хочу с вами быть». Или даже: «Я пока не хочу с вами вообще разговаривать».
ну что тут можно сказать. Не деколонизатор я, это факт.
Простите, но эти ваши полумеры - дичь полная. Отрицать глобализацию надо тотально - до семейно-племенных общин. И всем сторонникам деколонизации необходимо выдать по палке-копалке и по 5 шкур. И дать им спокойно деглобализироваться где-то в лесах, можно даже юрты построить и лошадей подарить.
Пока одни страны/общества пишут нейросетки и развивают технологии, нашему народу предлагается глубоко копаться в прошлом и традициях не только герантократами (в подсознательном желании остановить прогресс), но и их типа оппозицией. Классическая имитация выбора.
Все эти национальные движения - очень малочисленны, их программы - весьма примитивны и абсолютно не учитывают экономики. А значит, если, упаси боже, начнётся развал страны, то мы все тупо утонем в море крови. Сперва - из-за внутренней борьбы за власть между региональными новыми и старыми элитами, потом - из-за межрегиональный борьбы за ресурсы (напомню, что основные военные базы сконцентрированы в наиболее бедных регионах).
И, да, просто попробуйте сложить две древние мудрости: Divide et empera и Qui prodest. Тут никаких пропагандистов не нужно, чтобы понять очевидное.
Добрый день, Дмитрий!
Абсолютно с вами согласен, что уходить в автаркию, неважно под каким предлогом, глупо и бессмысленно.
Однако вы не точны, когда говорите, что такие дискуссии проходят только в России. Проблемы деколонизации обсуждаются и даже иногда решаются и в странах Европы, и в США. Технологическое развитие никак не мешает политическим дискуссиям. Или вы готовы согласиться на экономический рост без политических прав в будущем? По-моему, это ошибка, допущенная нами в прошлом
Я с вами согласен по поводу возможного распада. Он может быть тяжелым и жестоким. Однако вы сами говорите, что экономические факторы против этого, так что этот исход не самый вероятный. Но согласитесь, право нации на самоопределение важно для нас, хотя оно и не дает мгновенного права выйти из состава страны. Думаю, если люди не хотят жить в одной стране, держать их силой значит только откладывать взрыв на потом.
Я согласен бороться с нежеланием жить в одной стране самыми цивилизованными способами, вплоть до истинного федерализма, "а не вот это вот всё". Для того, чтобы дать всем равные права не обязательно локализовывать в каждом крупном городе своё государство "полного цикла" с соответствующими накладными расходами и рисками феодализма. Достаточно просто дать всем равные права.
Экономические факторы против распада лишь при неприкосновенности идеи политической целостности. И, более того, я не против экономической и политической децентрализации, я против фактической независимости регионов.
Кстати, я не говорил, что распад и сепаратизм свойственны только России, но каждый кейс - особенный. Можете обсудить с пуэрториканцами и прочими "ассоциированными территориями" их историю дрейфа в сторону юрисдикции США. Особенно тех, кто эту историю хорошо знает.
Право на самоопределение важно для тех, кто считает принадлежность к какому-либо обществу своей значимой личной чертой (в особо запущенных случаях даже гордится этим). Для нормальных людей важна социальная справедливость. Для людей же, думающих о будущем вместо прошлого, вообще важен лишь результат, а не какое-то абстрактное самоопределение.
Для политических прав есть федерализация. Расскажите ещё как Татарстан будет отделять я, окружённый Россией со всех сторон и главное-как он потом назад будет проситься, чтобы получить доступ хоть к одному рынку чего-нибудь.
думаю, в условиях санкций разговор про российский рынок немного сомнителен. Если говорить о Татарстане, то в 90-ые планировался выход из состава РФ совместно с Оренбургской областью для последующего выхода на Казахстан. По вашей Логике и Армении лучше бы вступить в состав Турции или Азербайджана.
Лично мне идея распада не близка, на то это и разговор, где представлена позиция собеседницы. Есть национальные движения, которые как раз борятся за реализацию своих федеральных прав в России, которые регулярно нарушаются
О том и речь, что бороться с нарушениями надо институционально и совместно. Или националисты искренне считают, что будут в безопасности уйдя громко хлопнув дверью?
Да, то есть оренбуржцы готовы к родне в Смоленск ездить в другое государство? Их спросили, хотят ли они отделяться от РФ? Спросили вообще оренбуржцев о чем-то? То есть у нас оренбуржцы становятся частью русско-татарского государства? А в чем смысл тогда вообще? Причём тут вообще санкции. Из моего логики никак не может следовать присоединение уже существующего независимого государства к кому бы то ни было, а уж особенно Армении к Турции.
Доморощенные деколонизаторы говорят не о демократизации и федерализация прошу заметить. Они говорят о возврате границ государства к границам 14-16 веков на минуточку. По этой причине, я предлагаю, чтобы все государства мира вернулись к границам полутысячелетней давности. Так было бы справедливо. Правда несколько сотен народов, убитых подчистую, до последнего человека, в африках, лат. Америках, азиях уже не вернуть, но по крайней мере можно совершить такое вот путешествие в 15 век. Вай нот. Правда потом все начнут проситься вернуть все как было, так как начнётся жесть. Но это модных авторов же не волнует, главное, нашли себе полянку, читатель же у нас не притязательный, можно строчить на эту тему до конца жизни теперь. А с работой нынче тяжело, за поляну придётся держаться до последнего.
Объединение людей разных взглядов в одну группу, которую удобно критиковать, как минимум, странно. Я думаю, это вредит дискуссии
Деколонизация не равно создание государственных образований без воли жителей. Пример с Татарстаном, который я вам привел, это проект, который как раз и обсуждался с местными жителями. Думаю, говорить, что людям из Оренбурга или Татарстана критически важно ездить свободно в Смоленск, ничем не отличается от желания проводить границы из кабинета или кафедры.
А вы уверены, что авторы националистических "трактатов" тоже демократически ориентированы? На словах то, понятно, что они все белые и пушистые... А авторка им верит же. Но давайте по фактам. Тем более, есть конкретный пример.
Концепция "политической нации" Габбасова, которую я давно уже прочитал полностью. В статье этот текст назван проработанным и продуманным, но именно про него я говорил, что он абсолютно сырой с точки зрения экономических реалий. Да, его разработчики вроде как открытые и современные, но это никак не страхует от их ложных иллюзий и неграмотности.
Простой только тезис "Башкиры — ведущая сила, но это не подразумевает какие-то особые права. Это, скорее, дополнительная обязанность" полностью обесценивает всю концепцию. Любой адекватный человек знает, что Ответственность - это РАВНОВЕСИЕ прав и обязанностей. Странновато выглядит ситуация, когда прорабу вменяют "обязанность" построить небоскрёб, а из "прав" выдают совочек и песочницу...
Таким образом, называя одну национальность "ведущей силой" (что кагбэ уже намекает) автор нас успокаивает, что за этим не скрывается никаких привилегий. И тут у нас два стула: либо автор - наивный идиот, зовущий народ за собой в пропасть, либо - подлый лицемер, жаждущий только власти. Ведь ни а какой подлинной ответственности он даже не знает...
Как это не равно? Почему тогда в начале статьи не написано крупными буквами "только если этого будут хотеть сами жители и им будут чётко обьясненв все последствия"? А не только что они "великие калмыки, гордые дети степей, которых столетия и угнетали злые русские и сейчас они отделятся и ух как заживут! Почти как в США! " а вот в деталях все последствия. Для экономики, для образованного класса, для торговли итд. итп. Насколько я в курсе отделение средней Азии от ссср, кроме Казахстана, ни одной республике на пользу не пошло, например.
Это же главное условие-" если будут хотеть все жители "! Но это нет не только в начале, этого вообще в статье нет. Вообще, ни слова.
Насчёт ездить в Смоленск. Ну как я сказал, во всех нац. Республиках России как минимум половина жителей-русские. А в большинстве - их большинство. Шансов, что у них нет родственников в других частях России-примерно ноль. Они не будут хотеть к ним ездить?
Соберут чемодан, поедут на вокзал и в Смоленск.. навсегда
Чтобы не было соблазнов никого защищать и освобождать
а не поедут сами им помогут
Статья про рос.регионы а не про крым.если человек родился и вырос в якутске, с какого хрена он должен переезжать в смоленск?
В тексте нет ни слова о том, что кто-то заживет прекрасно. Разговор посвящен, какие есть движения и как это связано с современностью. Думаю, иногда лучше цитировать оригинал, а не свое представление
С учетом низкой горизонтальной мобильности в РФ, сомневаюсь, что у каждого по стране найдутся родственники. В прочем, без конкретных цифр это все равно спекуляция. Спасибо вам за разговор!
"С учетом низкой горизонтальной мобильности в РФ"
1 - у вас есть доказательства?
2 - исторические периоды до образования государства РФ вы не учитываете принципиально? В СССР мобильность, особенно молодых и образованных, была одна из самых высоких в мире за счёт системы распределения специалистов и комсомольских строек. В раннем СССР несколько миллионов человек были перемещены в ходе индустриализации, затем в ходе репрессий. В 1941 году миллионы переехали из западных регионов страны на Урал, в Среднюю Азию и дальше (в эвакуацию).
В тексте нет ни слова, о том, как должна обеспечиваться демократичность этого решения, а это вообще главное в любой теме про деколонизацию - и это отсутствие - очень много говорит и о тексте и об авторе. Насчёт горизонтальной мобильности? Ну тут даже не знаю, что сказать, тут и трети - четверти, как оказалось, есть украинские родственники даже, плюс вся Москва и Питер откуда-то понаехали, а вы про какую-то отсутствующую "горизонтальную мобильность". Или вы социальную мобильность имели ввиду?