Фото: Wikipedia / Хв27.ру
Зимой рунет обсуждал неожиданные тейки от примадонн российского официоза. Маргарита Симоньян заявила, что в случае военного проигрыша Украине гаагский трибунал ждет даже кремлевского дворника. Еще дальше пошла Ольга Скабеева. Она предположила, что общую ответственность при таком раскладе разделят даже эмигрировавшие граждане РФ: «Пособник он путинского режима или мимо проходил — не важно, виноватыми будем все».
Трудно судить, чего здесь больше — искреннего прозрения или попытки вернуть в строй засомневавшихся в «спецоперации» россиян: дескать, отступать некуда, за нами Гаага. Не исключено, что сотрудницы прорежимных СМИ попросту поднимали хлесткими тирадами пошатнувшиеся рейтинги пропагандистских передач. Второй военной зимой «60 минут», «Время покажет» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» очевидно теряют доверие даже самой лояльной аудитории.
Куда более интересно другое. Возможна ли на деле «Гаага» над теми, кто готовил вторжение в Украину, восхвалял агрессию через теле- и телеграм-каналы, участвовал в военных преступлениях? Опыт новейшей истории неоднозначен.
Даже при худших для себя раскладах инициаторы репрессий, войн и геноцидов ждали суда годами и десятилетиями (или ждут до сих пор). Многие успевали бесследно исчезнуть или банально умереть. Получившие приговор нередко добивались пересмотра или мученического ореола. Самое главное, привлечь деятелей самого одиозного режима хоть к какой-то ответственности практически невозможно до тех пор, пока диктатура худо-бедно здравствует.
Гааги разными бывают
В массовом сознании слово «Гаага» олицетворяет неотвратимость высшего правосудия для разоблаченных негодяев с разных концов света. Или, в зависимости от убеждений, лицемерное судилище над смельчаками, что отказались плясать под западную дудку.
Часто под топонимом подразумевают Международный суд ООН, действующий с 1945 года. Но там не судят диктаторов и военных преступников. Институция лишь разбирает споры между государствами, пытаясь предотвратить войны. Не всегда успешно: еще в 2017 году Украина подала в Международный суд иск против России, требуя признать преступлениями Москвы аннексию Крыма и первый конфликт на Донбассе.
Фото: Wikipedia / Kmu.gov.ua
С 2002 года в Гааге также действует Международный уголовный суд. Официально МУС не является структурой ООН, хоть и может возбуждать дела по представлению Совета безопасности. Его компетенция — расследовать акты геноцида, агрессии, военных преступлений и преступлений против человечности.
Этот суд действует на основе особого соглашения — Римского статута 1998 года. В 2016 году ранее подписавшая (но не ратифицировавшая) статут РФ отказалась быть его участницей. Украинские же власти договор не подписывали никогда. Киев использовал особую процедуру признания юрисдикции МУС для государств, которые желают, чтобы гаагские судьи расследовали международные преступления на их территории.
С 3 марта 2022 года суд официально расследует преступления, совершенные ВС РФ в Украине. Персональные обвинения в адрес конкретных российских военных или политиков пока не сформированы.
Пока же МУС занимается исключительно военными преступлениями, совершенными в Африке. Список обвиняемых состоит из военных и политических руководителей, без лояльных журналистов, пособников и «мимо проходивших». Большинство африканцев пока успешно скрываются от суда или банально до него не дожили. Только шестеро военных преступников из ЦАР, Мали и ДР Конго в разные годы предстали перед судом и получили реальные сроки, притом небольшие.
Гаага стала мировой столицей правосудия в память о конференциях 1899 и 1907 годов о законах и обычаях войны. Их инициатором выступил последний российский император Николай II. Нидерландский город в качестве места проведения он предложил с учетом тогдашнего нейтралитета королевства и в память о философе Гуго Гроцие — уроженце Гааги, основоположнике международного права.