Владимир Путин / kremlin.ru

Предпоследняя в уходящем году рабочая неделя буквально вывалилась из всех привычных кремлевских канонов. Декабрьские церемонии отменены или по крайней мере отложены до лучших времен. Вслед за несостоявшейся Большой пресс-конференцией Владимир Путин решил не обращаться к Федеральному собранию с ежегодным посланием.

«Вопрос в том, — попытался объяснить президент на встрече с журналистам кремлевского пула, — что динамика событий очень большая, ситуация развивается очень динамично. Поэтому сложновато было зафиксировать в конкретный момент времени результаты и конкретные планы на ближайшее время. <…> Поэтому, если по-честному, и мне, и [президентской] администрации было достаточно сложновато, не повторяясь, еще раз это запихнуть в формальное послание, вот и все».

Также Путин посчитал за благо не проводить в этот раз встречу с крупным российским бизнесом. Почему? Тот может быть заразен.

«Я с удовольствием всегда встречаюсь с коллегами, но сейчас вот и ковид начал подниматься опять, и еще одна напасать — этот грипп свиной. Вопрос только вот в этом. Я-то могу так же, как с вами встретиться, но их нужно вместе собрать, они друг для друга могут представлять с эпидемиологической точки зрения определенную опасность». (В итоге президент предпочел заочное общение с предпринимателям, по обыкновению посылая тому тревожные сигналы: «Если человек здесь живет и связывает свою жизнь, жизнь своих детей, своей семьи с этой страной, это одно дело. А если человек не связывает свою жизнь с этой страной, а просто деньги отсюда вынимает, когда он дорожит не страной, в которой он живет и где зарабатывает, а дорожит хорошими отношениями там, где у него имущество и деньги на счетах, такие люди представляют для нас опасность. <…> Совсем необязательно каждому иметь корабль где-то арестованный за границей или на Средиземном море замок какой-то»).

Владимир Путин / kremlin.ru

Предположение, что Путин в настоящий момент целиком поглощен общением с генералами, может показаться более убедительным объяснением поплывшего графика. Но и оно не идеально. Ведь волноваться как будто не о чем. Так, на неделе The Wall Street Journal со ссылкой на источники, близкие к российскому руководству, сообщила о том, что путинское окружение по возможности старается не огорчать начальника плохими новостями. Информация о положении на украинском фронте от непосредственных участников боевых действий, как утверждает издание, прежде чем оказаться на столе у главы государства в виде ежедневных оперативных сводок проходит через фильтры ФСБ, «экспертов Совбеза», а затем выдерживает редакцию секретаря совета Николая Патрушева. В итоге, отмечает издание, сведения оказываются не всегда верными или актуальным.

«Г-н Путин, — утверждается в статье, — просыпается ежедневно около 7 утра к письменному брифингу о войне. В нем, по словам бывшего офицера российской разведки, а также нынешних и бывших российских официальных лиц, содержится тщательно выверенная информация, в которой подчеркиваются успехи, а неудачи, напротив, преуменьшаются». (Тут уместно вспомнить, что сомнения в тесной связи президента с реальностью некоторое время назад терзали даже видных российских пропагандистов: «А в курсе ли наш главнокомандующий? Знает ли об этом Владимир Владимирович?», — вопрошала, в частности, Маргарита Симоньян, глава RT).

Последний известный нам план президентской администрации на декабрь состоял в том, чтобы компенсировать информационную повестку войны — кстати, на неделе, по прошествии 300 дней, Путин неожиданно назвал ее своим именем — персональным участием президента в символических деловых мероприятиях (мы писали об этом ранее). Видимо, считается, что один только видеоряд с неизменно уверенным Путиным, решающим государственные вопросы «на земле» (а не в «бункере»), заряжает население оптимизмом. Правда, если верить исследованию Института психологии РАН, представленному на неделе, уровень социального оптимизма за последнее время в обществе и так заметно возрос — настолько, что даже сами авторы работы чувствуют в этом некоторую фальшь, деликатно называя результаты «парадоксальными».

Владимир Путин в Тульской области / kremlin.ru

Так или иначе, запланированная поездка Путина на Урал — с ритуальным посещением нижнетагильского производителя танков «Уралвагонзавод» — в итоге тоже сорвалась (президент решил далеко от Москвы не уезжать, ненадолго посетив оборонные предприятия в Тульской области). Кажется, решительно все в этом году идет не по плану Кремля, не исключая загадочного президентского графика публичных мероприятий. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госпреференции. «Совершенно понятно, почему они сбежали»