Россияне у пропагандистских символов «специальной военной операции»

Россияне у пропагандистских символов «специальной военной операции»

Hannah Wagner/dpa/Global Look Press

После вторжения российских войск в Украину Европа приняла в своих странах тысячи представителей российского гражданского общества и оппозиции. Точно так же после протестов в Беларуси в 2020 году страны Евросоюза стали домом для тысяч представителей белорусского гражданского общества. В то же время были введены санкции против российских пропутинских политиков и компаний, многие страны ввели ограничения на въезд для рядовых россиян. Литовский политолог, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Витис Юрконис рассказал Republic, зачем Европа, и в частности Литва, принимает российских и белорусских политэмигрантов, о зависимости Европы от российских энергоносителей, об отношении к россиянам в Европе и шансах на демократические преобразования в России.

«Есть европейские страны, которые надеются, что демократическая Россия возможна»

— В Литве, по данным департамента миграции страны, сейчас находится более 15 тысяч граждан России. Сколько из них приехали в Литву после 24 февраля 2022 года, когда Россия начала войну в Украине?

— Это сотни человек, которые приехали из-за риска репрессий и политического преследования, включая независимых журналистов, всего до двух тысяч человек. По моим подсчетам, запрос на это вырос примерно в пять раз с начала активной фазы войны, с февраля прошлого года. Была пара ощутимых волн, одна к началу марта и потом в сентябре, когда началась частичная мобилизация в России.

— Тогда всем, кто обратился в Литву за поддержкой, удалось выехать из России?

— Наверняка были какие-то индивидуальные случаи, чаще всего люди не могли уехать из-за долгов, у некоторых не были в порядке все нужные для переезда документы. Эпизоды, когда не выпускали, бывали, но границы не были перекрыты.

— Как вы думаете, почему российские власти всех свободно выпускают из страны?

— Можно сказать, что это частично связано с попытками Кремля избавиться от нелояльных людей, чтобы не надо было разбираться с ними внутри страны. Но также Кремлю было нужно, чтобы в этом потоке, где были и пострадавшие люди, и люди, которые сопротивлялись войне, растворились бы и те, кто помогал режиму. Кремль имел здесь четкий прагматический и экономический интерес. Я имею в виду, что, когда началась вторая фаза войны с Украиной, Кремль был заинтересован, чтобы из России могли выезжать люди, которые помогали бы вывозить активы и обходить санкции. Мне кажется, Москва учла некоторые уроки Минска, потому что схожие процессы мы видели и в 2020 году в Беларуси, когда искусственно поднималась тема возможного закрытия границ и создавались волны паники, но границы полностью не закрывались никогда.

Витис Юрконис

FB Витиса Юркониса

— Лукашенко по тем же причинам держит границы открытыми?

— Да, по тем же, открытые границы точно не связаны с доброжелательностью. Минск так делал всегда, и в 2011 году там были даже довольны, что Евросоюз давал стипендии активистам, студентам, молодым экспертам, лишь бы они уехали и не создавали проблем внутри страны. При этом режимы России и Беларуси заинтересованы в том, чтобы использовать поток людей для обхода санкций. Не секрет, что Беларусь и сейчас является страной транзита, откуда и бытовая техника, и стиральные машины, и автомобили едут в Россию. Но важно отметить, что это — не аргумент не помогать реально пострадавшим от репрессий.