пресс-служба президента Узбекистана
В Узбекистане сегодня проходит референдум об одобрении новой конституции. Его официальные итоги очевидны уже сейчас — большинство жителей страны единогласно поддержат обновленный основной закон. Власть обещает, что реформа конституции улучшит жизнь, расширит политические и экономические свободы, закрепит право на свободу собраний.
Впрочем, сами узбекистанцы сомневаются, что после референдума в стране произойдут кардинальные изменения. Свежи еще воспоминания о прошлогодних июльских протестах в Каракалпакстане — автономной республике в составе Узбекистана, жестоко подавленные силовиками. Каракалпаки возмутились тогда, что новая конституция отменят их право на автономию. Причем власти просто поставили жителей перед фактом. Никаких общественных обсуждений не было. Пролилась кровь. Но такой ценой каракалпаки все же отстояли свои права. Статьи об автономной республике вернули в конституцию.
Зачем вообще понадобилось переписывать основной закон? Как власти и общество Узбекистана оценивают прошлогодние протесты в Каракалпакстане спустя год? Что представляет собой режим Мирзиёева в середине своего второго срока? Задали эти вопросы Алишеру Ильхамову — политологу, директору аналитического центра Central Asia Due Diligence.
— Что не так было с конституцией Узбекистана? Зачем понадобились поправки?
— Менять под себя конституцию — это вполне рутинная практика большинства авторитарных режимов. Ислам Каримов регулярно правил статьи основного закона, как только подходил к концу его очередной срок. По этому же сценарию идет и Шавкат Мирзиёев. Его второй срок истекает в 2024 году и самое время подумать об обнулении. Новая конституция вроде бы создает новую правовую реальность, а значит, предыдущие годы у власти не в счет. Когда истекут и новые два срока, придумают что-нибудь еще. И так, пока хватит здоровья.
Конституционный суд Узбекистана уже разъяснил, что по новой конституции предыдущие два срока Мирзиёева не будут учитываться и он сможет вновь баллотироваться в президенты. Причем в каждой новой версии основного закона оговаривается, что один человек может быть президентом не более двух сроков подряд. Но ничего не говорится о том, что к концу этого второго срока изменится сама конституция и все можно будет начать с чистого листа. Получается, что между предыдущей и новой версией конституций нет никакой преемственности.
Такие квазиправовые трюки проделывались в Казахстане, России, Таджикистане, Туркменистане. Какую авторитарную страну ни возьми, везде лидеры обновляют конституцию, чтобы сохранить власть пожизненно.
— Получается, что обновление конституции Узбекистана затевалось в основном для того, чтобы продлить президентство Мирзиёева?