Поезд на российско-китайской границе © wikipedia.org
Drang nach Osten, устроенный Евгением Пригожиным в последний июньский уик-энд, до сих пор оставляет многих в горестном недоумении: что это было? Реальный мятеж свихнувшегося от крови и силы человека? Договорная постановка? (Тогда неплохо понять, в чем фабула и на какого зрителя пьеса рассчитана?) Проигрыш некоторых ключевых фигур налицо (Владимир Путин оказался правителем, чью столицу чуть не взял штурмом частный вооруженный отряд) — но кто тогда в выигрыше?
Я тоже был бы сегодня в ситуации рыболова, вынужденного судить о мыслях рыбы по движению поплавка. Но мне повезло. Для меня путч в онлайн-режиме комментировали двое старых знакомых, двое бизнесменов, к услугам которых раньше охотно прибегали высшие чиновники (и наоборот), люди циничные, умные и хорошо знающие кремлевские игры. Умные настолько, чтобы вовремя выйти из этих игр с финансовым плюсом и сегодня пребывать в безопасности.
Порой они развлекали меня рассказами о нравах в кремлевском казино. Например, о том, что Путин, заслушав доклад людей, принесших ему папочки с информацией (Путин предпочитает не читать, а именно слушать), может сказать: «Действуйте!» А потом ровно то же сказать представителям противоположной партии. С годами Путин стал похож на императора Павла, который играл в солдатиков, только Путин предпочитает играть живыми людьми…
Но все же главным для меня в их комментариях были не тайные детали: мои комментаторы знали о пригожинском (де)марше ровно то же, что и я. А логика, на которой они строили анализ. После первого же пригожинского видео, где он чуть не матом крыл Сергея Шойгу, обвиняя его в коррупции, непрофессионализме и даже в фальсификации повода для войны, они, не сговариваясь, сказали, что это не импровизация, а согласованный договорняк. Почему? Потому что Пригожин под контролем ФСБ — в стране очень давно любая сколько-нибудь значимая фигура находится под наблюдением ФСБ. Жучки, паучки, шоферы, помощники, коллеги — методов много. Про всех известно всё. (Вот почему глуп тот, кто полагает, что коррупция — показатель слабости системы. Коррупция — важнейший элемент контроля и управления). Не будучи ни самоубийцей, ни идиотом, Пригожин мог записывать свои видео, по их мнению, только будучи абсолютно уверен, что на самом верху дана отмашка: «Действуйте!»
А на самом деле большая опера, в которой Пригожин, этот трагический баритон эпохи, вдохновенно спел арию Наполеона, идущего на Москву, называется транзитом власти.
Ну а теперь — о логике циников по пунктам.