Протестующие размахивают израильскими флагами во время демонстрации в международном аэропорту Бен-Гурион, Иерусалим, Израиль, 11 июля 2023 года

Протестующие размахивают израильскими флагами во время демонстрации в международном аэропорту Бен-Гурион, Иерусалим, Израиль, 11 июля 2023 года

Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press

Уже 30 недель Израиль сотрясают внутренние конфликты, спровоцированные юридической реформой, проводимой коалиционным правительством под руководством Беньямина Нетаниягу. Это заметно изменило имидж страны в глазах внешних наблюдателей. Если до января 2023 года общим местом было представление об Израиле как единственном островке демократии на Ближнем Востоке, окруженном со всех сторон непримиримыми врагами, мечтающими «утопить Израиль в Средиземном море», при этом израильтяне казались очень сплоченными вокруг своей армии и своего правительства, отстаивающего ценности Западного мира, то сейчас мы видим совсем другую картину. Израильское общество расколото, в стране не прекращаются забастовки и массовые акции протеста, все более жестоко разгоняемые полицией. Армия, участвующая в протестах, теряет боеспособность. Одна из лучших в мире систем здравоохранения рушится. Экономика, и без того перегретая растущей инфляцией, стала терять иностранных инвесторов. Правительство, занимающее крайне правую политическую позицию, не желает слушать ту часть общества, которая с ним не согласна. Парламент, где у правительства есть незначительный перевес в голосах (64 голоса из 120), отказывается идти на компромисс с депутатами, представляющими политическую оппозицию. И с каждым днем обстановка в стране накаляется, грозя перерасти из «холодной» в «горячую» гражданскую войну. Учитывая, что армия вовлечена в этот процесс и что большое количество мужчин в стране являются армейскими резервистами, перспектива вооруженного конфликта внутри Израиля все больше обретает реальные черты.

В январе 2023 года «Власть» рассказывала о юридической реформе, сразу воспринятой в штыки многими гражданами страны. В июле первая и самая одиозная поправка из пакета этой реформы была принята и вступила в силу.

Поправка раздора

24 июля 2023 года кнессет (однопалатный парламент Израиля, состоящий из 120 депутатов) одобрил во втором и третьем чтениях четвертую поправку к «Основному закону о судебной власти», которую в СМИ чаще называют законом об ограничении действия принципа неприемлемости. Перед этим были отклонены все возражения оппозиции к тексту законопроекта и депутаты от оппозиции покинули пленум, отказавшись участвовать в голосовании. Оставшиеся на пленуме кнессета 64 депутата от коалиционного правительства единогласно приняли поправку. 26 июля новый закон был подписан президентом Израиля Ицхаком Герцогом и вступил в силу.

Текст принятого законопроекта выложен на сайте кнессета:

«В статье 15 "Основного закона Судебная власть" после части ​(далет) следует: »(далет 1) Несмотря на сказанное в этом Основном законе, те, кто обладает судебной властью в соответствии с законом, включая Верховный суд, заседающий в качестве Высшего суда Справедливости, не будет обсуждать вопрос о разумности решения Правительства, премьер-министра или иного министра, и не будет издавать решения по вышеупомянутому вопросу; в этом разделе: "решение» — любое решение, включая вопросы о назначениях или решение​ воздержаться от осуществления каких-либо полномочий. Из итоговой формулировки текста законопроекта были исключены слова «и другого выборного должностного лица, как-то определено законом»».

В Израиле, где нет действующей конституции, а вместо нее на протяжении 75 лет существования страны были приняты всего 16 Основных законов, выполняющих роль конституции, Верховный суд (он же Высший суд справедливости БАГАЦ) выполняет роль Конституционного суда, то есть имеет право рассмотреть принятые правительством законы на предмет их разумности (приемлемости), и в случае, когда закон носит крайне неприемлемый (неразумный) характер, отменить его. Всего за все годы таким образом были отменены 22 закона, то есть БАГАЦ не злоупотреблял своими полномочиями.

Принятая поправка лишает БАГАЦ этих полномочий и тем самым отменяет любой контроль общества над исполнительной (правительство) и законодательной (кнессет) властью, которые составляют, по сути, единое политическое целое, так как правительство формирует та партия (или партийная коалиция), которая одержала победу на выборах. То есть, когда оппозиция говорит, что принятие этого закона уничтожает демократию в стране, она, права, система сдержек и противовесов, гарантом которой был Верховный суд, опирающийся на принцип разумности законов, больше работать не будет.

Конечно, авторы и выгодополучатели юридической реформы говорят совсем другое. Председатель Законодательной комиссии Симха Ротман, представляющий мнение сторонников реформы, заявил с парламентской трибуны: «Кнессет уже не является местом принятия наиважнейших решений. Мы обязаны прекратить это, единственный путь сделать это — принимать решения в Кнессете и в Правительстве… Причина разумности не имеет ни малейшей связи с защитой меньшинств, распространяется столько фейков… Задачей депутатов должно стать прекращение раскола и оживление духа нации, Кнессет — подлинный дом настоящей израильской демократии». Министр юстиции Ярив Левин, основной автор скандальной реформы, и вовсе не стесняется переворачивать все с ног на голову: «В мире нет ни одного примера применения абсолютного стандарта разумности, где бы мнение судей было сильнее решения народных избранников», — заявил он, сославшись на отчет о стандарте разумности в мире, подготовленный Исследовательско-аналитическим центром Кнессета.

Протестующие против судебной реформы в Израиле размахивают флагами перед экраном, на экране (слева-направо) — министр обороны Йоав Галант, премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр юстиции Ярив Левин. Иерусалим, Израиль, 24 июля 2023 года

Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press

«Принцип разумности». Объясняет профессор Замир

Декан юридического факультета Еврейского университета, профессор юриспруденции Ицхак Замир, в свое время работавший и юридическим советником правительства, и судьей Верховного суда Израиля, категорически не согласен с министром юстиции Левиным. В статье «Зачем нужен «принцип разумности»», написанной для газеты «ХаАрец», он рассказывает и о сути этого принципа и о том, чем он так сильно мешает правительству Нетаниягу. Приводим большую цитату из статьи профессора Замира, где он простыми словами объясняет сложные процессы, происходящие в стране.

«»Принцип разумности« гласит, что суду предоставлено право отменить решение государственного органа, если оно является явно необоснованным, неразумным. И тут недостаточно просто сомнения в разумности решения. Требуется, чтобы оно было явно, крайне неразумным — то есть, неприемлемым. Естественно, такие случаи необычны и редки. Право на отмену необоснованного решения необходимо в соответствии со здравым смыслом, а также в соответствии с принципами демократии. В конце концов, при демократии власть является доверенным лицом общества. Она получила полномочия от общественности, и граждане ожидают, что власть будет использовать эти полномочия разумным образом.

<…> Ни один человек не согласится с тем, чтобы власть причинила ему вред каким-либо неразумным решением. Соответственно, правило состоит в том, что в каждом законе, наделяющем госорганы полномочиями, также содержится допущение (по сути, требование), что власть будет осуществлять эти полномочия разумным образом.

Следовательно, орган власти, осуществляющий свои полномочия неразумным образом, нарушает закон. При этом для предотвращения подобных действий нет другого компетентного органа, кроме суда. Итак «принцип разумности» был предоставлен суду как инструмент для борьбы с неразумным управлением.

<…> «Принцип разумности» — не израильское изобретение. И, вопреки расхожим утверждениям, Израиль — не единственная страна, которая его использует. История принципа разумности в британском праве начинается еще в 16 веке, когда было сформулировано правило под названием Rule of Reason, которое суды использовали для надзора за государственными учреждениями. Из этого правила и развился принцип разумности. На территорию будущего Израиля принцип разумности пришел вместе с британским правом, когда Великобритания получила эти земли во временное управление по результатам Первой мировой войны. После создания государства Израиль принцип разумности, наряду с другими элементами британского права, вошел в израильское законодательство.

<…> Законопроект устраняет (а не только сокращает) применение принципа разумности по отношению к выборным должностным лицам. Это вполне в духе «судебной реформы», затеянной отнюдь не в интересах тяжущихся в судах или широкой общественности. «Реформа» на самом деле призвана укрепить власть выборных должностных лиц, которые уже сегодня обладают огромной силой. <…>. Просто и ясно: любое их решение, каким бы бредовым или коррумпированным оно ни было, не подлежит проверке на разумность. Ни в одной другой стране нет закона, дающего возможность министрам и другим выборным должностным лицам действовать неприемлемым образом. Важно понять: Израиль станет единственной страной в мире, где такой закон есть.

Что побуждает нынешнее правительство, в отличие от всех его предшественников, в ускоренном порядке пытаться отменить принцип разумности? И это несмотря на то, что в правительстве понимают: этот шаг приведет к масштабному и жесткому общественному протесту, еще больше подорвет социальную устойчивость, нанесет ущерб экономике страны и, возможно, ее безопасности, подорвет позиции Израиля на международной арене.

Есть два возможных ответа на этот вопрос: частный и общий.

Частный ответ: коалиция очень хочет назначить лидера ШАС Арье Дери на должность министра, несмотря на то, что суд постановил, что предыдущие судимости лишают его права на это назначение. Коалиция также хочет предотвратить ситуацию, когда суд вернется к этому вопросу и повторно отстранит Дери. Но стоит отметить, что предлагаемый закон позволит не только назначить Дери министром. В будущем он позволит назначить любого человека на любую госдолжность, даже самую высокую. Даже если он был осужден за тяжкое преступление.

Общий ответ еще серьезнее. Главное значение принципа разумности заключается даже не в отмене правительственных решений. Такие случаи немногочисленны, а суд в этом плане весьма сдержан. Главный смысл этого принципа — в том сообщении, «месседже», который в нем содержится. Само существование принципа разумности посылает сигнал всем представителям власти — как избранным так и назначенным, — о том, что каждый из них должен осуществлять свои полномочия в пределах разумного. Чиновник должен знать, что, если он примет необоснованное решение, суд может его отменить