
Протестующие размахивают израильскими флагами во время демонстрации в международном аэропорту Бен-Гурион, Иерусалим, Израиль, 11 июля 2023 года
Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press
Уже 30 недель Израиль сотрясают внутренние конфликты, спровоцированные юридической реформой, проводимой коалиционным правительством под руководством Беньямина Нетаниягу. Это заметно изменило имидж страны в глазах внешних наблюдателей. Если до января 2023 года общим местом было представление об Израиле как единственном островке демократии на Ближнем Востоке, окруженном со всех сторон непримиримыми врагами, мечтающими «утопить Израиль в Средиземном море», при этом израильтяне казались очень сплоченными вокруг своей армии и своего правительства, отстаивающего ценности Западного мира, то сейчас мы видим совсем другую картину. Израильское общество расколото, в стране не прекращаются забастовки и массовые акции протеста, все более жестоко разгоняемые полицией. Армия, участвующая в протестах, теряет боеспособность. Одна из лучших в мире систем здравоохранения рушится. Экономика, и без того перегретая растущей инфляцией, стала терять иностранных инвесторов. Правительство, занимающее крайне правую политическую позицию, не желает слушать ту часть общества, которая с ним не согласна. Парламент, где у правительства есть незначительный перевес в голосах (64 голоса из 120), отказывается идти на компромисс с депутатами, представляющими политическую оппозицию. И с каждым днем обстановка в стране накаляется, грозя перерасти из «холодной» в «горячую» гражданскую войну. Учитывая, что армия вовлечена в этот процесс и что большое количество мужчин в стране являются армейскими резервистами, перспектива вооруженного конфликта внутри Израиля все больше обретает реальные черты.
В январе 2023 года «Власть» рассказывала о юридической реформе, сразу воспринятой в штыки многими гражданами страны. В июле первая и самая одиозная поправка из пакета этой реформы была принята и вступила в силу.
Поправка раздора
24 июля 2023 года кнессет (однопалатный парламент Израиля, состоящий из 120 депутатов) одобрил во втором и третьем чтениях четвертую поправку к «Основному закону о судебной власти», которую в СМИ чаще называют законом об ограничении действия принципа неприемлемости. Перед этим были отклонены все возражения оппозиции к тексту законопроекта и депутаты от оппозиции покинули пленум, отказавшись участвовать в голосовании. Оставшиеся на пленуме кнессета 64 депутата от коалиционного правительства единогласно приняли поправку. 26 июля новый закон был подписан президентом Израиля Ицхаком Герцогом и вступил в силу.
Текст принятого законопроекта выложен на сайте кнессета:
«В статье 15 "Основного закона Судебная власть" после части (далет) следует: »(далет 1) Несмотря на сказанное в этом Основном законе, те, кто обладает судебной властью в соответствии с законом, включая Верховный суд, заседающий в качестве Высшего суда Справедливости, не будет обсуждать вопрос о разумности решения Правительства, премьер-министра или иного министра, и не будет издавать решения по вышеупомянутому вопросу; в этом разделе: "решение» — любое решение, включая вопросы о назначениях или решение воздержаться от осуществления каких-либо полномочий. Из итоговой формулировки текста законопроекта были исключены слова «и другого выборного должностного лица, как-то определено законом»».
В Израиле, где нет действующей конституции, а вместо нее на протяжении 75 лет существования страны были приняты всего 16 Основных законов, выполняющих роль конституции, Верховный суд (он же Высший суд справедливости БАГАЦ) выполняет роль Конституционного суда, то есть имеет право рассмотреть принятые правительством законы на предмет их разумности (приемлемости), и в случае, когда закон носит крайне неприемлемый (неразумный) характер, отменить его. Всего за все годы таким образом были отменены 22 закона, то есть БАГАЦ не злоупотреблял своими полномочиями.
Принятая поправка лишает БАГАЦ этих полномочий и тем самым отменяет любой контроль общества над исполнительной (правительство) и законодательной (кнессет) властью, которые составляют, по сути, единое политическое целое, так как правительство формирует та партия (или партийная коалиция), которая одержала победу на выборах. То есть, когда оппозиция говорит, что принятие этого закона уничтожает демократию в стране, она, права, система сдержек и противовесов, гарантом которой был Верховный суд, опирающийся на принцип разумности законов, больше работать не будет.
Конечно, авторы и выгодополучатели юридической реформы говорят совсем другое. Председатель Законодательной комиссии Симха Ротман, представляющий мнение сторонников реформы, заявил с парламентской трибуны: «Кнессет уже не является местом принятия наиважнейших решений. Мы обязаны прекратить это, единственный путь сделать это — принимать решения в Кнессете и в Правительстве… Причина разумности не имеет ни малейшей связи с защитой меньшинств, распространяется столько фейков… Задачей депутатов должно стать прекращение раскола и оживление духа нации, Кнессет — подлинный дом настоящей израильской демократии». Министр юстиции Ярив Левин, основной автор скандальной реформы, и вовсе не стесняется переворачивать все с ног на голову: «В мире нет ни одного примера применения абсолютного стандарта разумности, где бы мнение судей было сильнее решения народных избранников», — заявил он, сославшись на отчет о стандарте разумности в мире, подготовленный Исследовательско-аналитическим центром Кнессета.
Протестующие против судебной реформы в Израиле размахивают флагами перед экраном, на экране (слева-направо) — министр обороны Йоав Галант, премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр юстиции Ярив Левин. Иерусалим, Израиль, 24 июля 2023 года
Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press
«Принцип разумности». Объясняет профессор Замир
Декан юридического факультета Еврейского университета, профессор юриспруденции Ицхак Замир, в свое время работавший и юридическим советником правительства, и судьей Верховного суда Израиля, категорически не согласен с министром юстиции Левиным. В статье «Зачем нужен «принцип разумности»», написанной для газеты «ХаАрец», он рассказывает и о сути этого принципа и о том, чем он так сильно мешает правительству Нетаниягу. Приводим большую цитату из статьи профессора Замира, где он простыми словами объясняет сложные процессы, происходящие в стране.
«»Принцип разумности« гласит, что суду предоставлено право отменить решение государственного органа, если оно является явно необоснованным, неразумным. И тут недостаточно просто сомнения в разумности решения. Требуется, чтобы оно было явно, крайне неразумным — то есть, неприемлемым. Естественно, такие случаи необычны и редки. Право на отмену необоснованного решения необходимо в соответствии со здравым смыслом, а также в соответствии с принципами демократии. В конце концов, при демократии власть является доверенным лицом общества. Она получила полномочия от общественности, и граждане ожидают, что власть будет использовать эти полномочия разумным образом.
<…> Ни один человек не согласится с тем, чтобы власть причинила ему вред каким-либо неразумным решением. Соответственно, правило состоит в том, что в каждом законе, наделяющем госорганы полномочиями, также содержится допущение (по сути, требование), что власть будет осуществлять эти полномочия разумным образом.
Следовательно, орган власти, осуществляющий свои полномочия неразумным образом, нарушает закон. При этом для предотвращения подобных действий нет другого компетентного органа, кроме суда. Итак «принцип разумности» был предоставлен суду как инструмент для борьбы с неразумным управлением.
<…> «Принцип разумности» — не израильское изобретение. И, вопреки расхожим утверждениям, Израиль — не единственная страна, которая его использует. История принципа разумности в британском праве начинается еще в 16 веке, когда было сформулировано правило под названием Rule of Reason, которое суды использовали для надзора за государственными учреждениями. Из этого правила и развился принцип разумности. На территорию будущего Израиля принцип разумности пришел вместе с британским правом, когда Великобритания получила эти земли во временное управление по результатам Первой мировой войны. После создания государства Израиль принцип разумности, наряду с другими элементами британского права, вошел в израильское законодательство.
<…> Законопроект устраняет (а не только сокращает) применение принципа разумности по отношению к выборным должностным лицам. Это вполне в духе «судебной реформы», затеянной отнюдь не в интересах тяжущихся в судах или широкой общественности. «Реформа» на самом деле призвана укрепить власть выборных должностных лиц, которые уже сегодня обладают огромной силой. <…>. Просто и ясно: любое их решение, каким бы бредовым или коррумпированным оно ни было, не подлежит проверке на разумность. Ни в одной другой стране нет закона, дающего возможность министрам и другим выборным должностным лицам действовать неприемлемым образом. Важно понять: Израиль станет единственной страной в мире, где такой закон есть.
Что побуждает нынешнее правительство, в отличие от всех его предшественников, в ускоренном порядке пытаться отменить принцип разумности? И это несмотря на то, что в правительстве понимают: этот шаг приведет к масштабному и жесткому общественному протесту, еще больше подорвет социальную устойчивость, нанесет ущерб экономике страны и, возможно, ее безопасности, подорвет позиции Израиля на международной арене.
Есть два возможных ответа на этот вопрос: частный и общий.
Частный ответ: коалиция очень хочет назначить лидера ШАС Арье Дери на должность министра, несмотря на то, что суд постановил, что предыдущие судимости лишают его права на это назначение. Коалиция также хочет предотвратить ситуацию, когда суд вернется к этому вопросу и повторно отстранит Дери. Но стоит отметить, что предлагаемый закон позволит не только назначить Дери министром. В будущем он позволит назначить любого человека на любую госдолжность, даже самую высокую. Даже если он был осужден за тяжкое преступление.
Общий ответ еще серьезнее. Главное значение принципа разумности заключается даже не в отмене правительственных решений. Такие случаи немногочисленны, а суд в этом плане весьма сдержан. Главный смысл этого принципа — в том сообщении, «месседже», который в нем содержится. Само существование принципа разумности посылает сигнал всем представителям власти — как избранным так и назначенным, — о том, что каждый из них должен осуществлять свои полномочия в пределах разумного. Чиновник должен знать, что, если он примет необоснованное решение, суд может его отменить
Информация подана крайне односторонне, все факты, свидетельствующие о широкой поддержке реформы в обществе, не упомянуты. Автор допускает оценочные суждения в описании той позиции, которая ей не близка, журналисту так откровенно высказывать свою позицию само по себе странно, если только он не создает агитку.
Ну и текст традиционно взыскует корректорской правки.
Насколько я знаю, проблема в судьях, которые выбирают сами себя и не утверждаются парламентом как в США и в других странах. Таким образом левый верховный суд, принимал много решений которые шли во вред независимости Израиля. И чем дальше тем больше.
Другая сторона вопроса это религиозные партии в правой коалиции, которые хотят всего и быть над всем, косят от армии и хотят больше дотаций. Но без них Ликуд бы не смог сформировать правительство
Интересующимся известно, что проблема не “в левом верховном суде - что вроде горячего льда” а г-не Биби, который имеет много проблем с правосудием. Популисты везде и всегда приходят как “народные избранники”. А партия Ликуд без Биби вполне может создать правительство с другими светскими партиями близкими ей по духу что уже бывало.
Добросовестно дочитал статью до конца, но так и не понял суть конфликта. Так и крутится вопрос "а судьи кто"? Как происходит процесс номинирования и назначения? Является ли этот процесс демократическим? Потому что без ответа на этот вопрос заявления об антидемократической сути реформы голословны.
В начале статьи дается ссылка на предыдущую статью на эту тему, где как раз и рассказывается о том, как в Израиле формируются все три ветви власти, включая судебную. Могу вам дать эту ссылку персонально https://republic.ru/posts/106931
Спасибо, действительно, там подробнее написано.
Вообще конечно странно, что невыборный орган, назначаемые невыборной комиссией, может отменять законы, принимаемые парламентом, и это выдаётся за какое-то демократическое достижение. Не устанавливать, что закон не соответствет конституции (при её наличии) - а просто ссылаться на "неразумность".
Странно также, что даются ссылки на Британский "принцип разумности". В Британии-то как раз парламент может принимать и отменять любые законы, и никакая судебная инстанция не может их отменять. House of lords может до года кажется придержать закон, но это всё преодолевается. Суды могут устанавливать, что закон противоречит Human Rights Act (право, которое им дал, опять же, парламент) - но даже в этом случае не могут отменять в целом сам закон, просто это будет прецедентом для других судов, и они могут какие-то положения закона при рассмотрении конкретных дел в конкретных обстоятельствах считать неприменимыми.
Можно простыми словами узнать суть реформы? Чьё влияние усилится (президента / парламента / судей / церкви)?
Церкви в Израиле нет, президент - фигура церимониальная, а суть реформы - в ослаблении судебного контроля вообще, и в особенности - над законодательной и исполнительной властью (в Израиле они слабо разделены).
Ключевой вопрос - кто и как назначает судей? Является ли этот процесс демократическим? Что скрывается за красивой фразой "судебный контроль" - это контроль всего общества? Или какой-то узкой его части?
Судебный контроль по определению не является контролем всего общества, а его очень узкой части - профессиональных судей. Это очень квалифицированные, образованные и неподкупные люди.
В Израиле есть комиссия по назначению судей, сложным образом формируемая, с тем, чтобы назначение было результатом широкого консенсуса.
Изменение формирования этой комиссии - одна из целей юридической реформы.
В таком случае этот контроль должен быть ограничен конкретными полномочиями: решать, что соответствет законам, а что нет. Судьи не могут стоять выше общества. Даже если им кажется, что общество ведёт себя неразумно. И даже если им не кажется.
В этом демократия. Общество выбирает политиков, которые принимают неразумные решения, общество терпит последствия этих решений, делает выводы (или не делает) и, возможно, выбирает других политиков.
А надежды на кого-то, кто "большой, ему видней" - судью ли, царя ли батюшку, это не работает, это инфантилизм.
Спасибо
Очень однобокая статья. Я противник судебной реформы, но знаю, что у её сторонников тоже есть и серьёзные аргументы, и большая поддержка в обществе. А в статье рупор даётся только одной стороне.
Демократия - это когда слышны все точки зрения, а не когда побеждает пропаганда демократов. И массовые протесты, кстати - тоже признак демократии, а не наоборот.
Было бы интересно почитать взвешенный анализ судебной реформы на Репаблике.
Мне интересна общемировая тенденция. И без Израиля там не все благополучно, но с Израилем все становится только (заметно) хуже...
Известен старый анекдот про советского еврея, приехавшехо в Израиль: "Кого вы пытаетесь обмануть? Тут все евреи".
И если уж в такой стране, как Израиль, есть проблемы с демократией, с тем, чтобы отправить на пенсию насквозь коррумпированного Биби, с тем, что Кнесет - не место для дискуссий и не представляет своих избирателей, а избиратели не могут никак повлиять на своих властителей, то какие могут быть вопросы к россиянам?
Есть еще член НАТО Венгрия с её Виктором Орбаном (мини-Путиным), есть член НАТО Турция с её Эрдоганом (поболее-Путиным). К "непримиримому врагу Путина" Польше, её "демократии", внутренней политике и путинским методам правления тоже есть вопросы. А тут еще и Биби-Путин. Серьезно? И ЭТИ ЛЮДИ будут запрещать мне ковырять в носу и рассказывать о рабской сущности российского народа?
Поразительная бесстыжесть принимать основные законы мизерным большинством. Если сейчас удастся сломать судебную систему Израиля, ликвидировав аналог Конституционного суда, то с железной неизбежностью придется сломать и систему выборов, чтобы не пустить к власти оппозицию, которая не только отменит все решения этого кнессета, но и скорее всего отомстит за неизбежные репрессии нынешних “властей”.
Это не аналог конституционного суда, потому что нет конституции. Конституционный суд принимает решения, руководствуясь конституцией которая обычно принимается в результате какой-то более-менее демократической процедуры. А тут ссылаются на британский "принип разумности", хотя в Британии как раз суды не могут отменять законы, а принцип разумности применяется там, где закон не даёт четкого указания.
Поразительная бесстыжесть позволять комиссии из трех назначенных судей отменять закон, принятый большинством народных избранников по утвержденной процедуре.
Именно. Обама родил Трампа. Конечно, баланс обычно почти равный, но именно поэтому тактические решения протаскивать - дело понятное, а со стратегическими - так аукнется, что мало не покажется, как только маятник качнется влево.
Для Израиля 64 голоса в Кнессете - это не мизерное большинство. Кнессет последние 40 лет разделён плюс-минус поровну - как, собственно, и народ в Израиле.
Для сравнения, соглашения Осло приняты 61:59 - и это если ещё не вспоминать Сегева и Гольдфарба.
30% русскоязычных граждан - это миф. В лучшем случае - половина от этой цифры.
Но дело не в этом. Самая большая волна закончилась тридцать лет назад. В 1988-92 годах репатриировались миллион человек. Из них к нашему дню треть или более покинули этот мир, а большей частью оставшихся русский язык воспринимается уже как иностранный.
Мне любознательно, те, кто вас минусует - они недовольны тем, что 30% русскоязычных граждан Израиля - это миф (а это действительно миф) - или несогласны с этим ?
Если не ошибаюсь, из 9.7 млн. населения Израиля на 1 января этого года за пределами страны родились 1.7 млн. граждан. В эту цифру входят выходцы из Европы, Азии, Америки и Африки. Предположим, что 2/3 - это выходцы из СССР и республик бывшего СССР, тогда вышеназванные выходцы составляют примерно 1.2 мил. человек, т.е. менее 15%
Детишек, похоже, записали.
Хотя рождённый здесь/привезенные в младенчестве дети условно русскоязычных родителей не обязательно говорят на русском и наверняка не читают и не пишут на нём.
У меня пять племянников (и племянниц), приехавших в Израиль в 90-х годах в возрасте о 5 до 16. Для всех них родным языком давно уже стал иврит. По-русски говорят, но, в основном, только на бытовые темы. Также не читают по-русски - либо не умеют, либо нет необходимости. Сейчас вообще мало читают книги, а если и читают, то нынешних знаменитостей - Роулинг, Кинга, Брауна. Эти авторы выходят на английском, выпускники израильских школ владеют английским в достаточной степени, чтобы не нуждаться в переводах. Внучатые племянники, из них пять уже учатся в школах, владеют русским в объёме, достаточным для того, чтобы объясняться с бабушками и дедушками.
На последних выборах "русская" партия (Либермана) получила пять процентов голосов. Эту цифру и стоит считать опорной, для оценки влияния "русской улицы"
есть мнение что это только начало проблем и первые звоночки. С ростом доли ультра религиозных евреев в населении, перекос в их сторону будет усиливаться.
В очередной раз в истории опора на религию мешает перспективам развития страны.