Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Ron Przysucha / U.S. Department of State from United States / Wikipedia.org

Обычно в Израиле нет недостатка в уличных протестах и других формах гражданской активности, а особенно израильтяне любят бастовать. Но в этот раз, кажется, все намного серьезнее. Вечером 14 января на площади возле театра «Габима» в Тель-Авиве, несмотря на сильный дождь, собрались, по разным оценкам, от 80 до 100 тысяч человек. Они протестовали против нового правительства Биньямина Нетаниягу, сформированного по итогам выборов, прошедших всего два месяца назад, но более всего против судебной реформы, затеянной этим правительством. Всю последующую неделю противники реформы, считающие, что она уничтожит независимый суд и демократию в Израиле, готовятся к новым массовым протестам. Сторонники реформы, включая правящую коалицию во главе с «Ликуд» и ШАС, активно пропагандируют свою законодательную инициативу, не скупясь на громкие высказывания. Хотя Израиль лихорадит от перманентного политического кризиса уже несколько лет, так как выборы в парламент проходят столь часто, что стали превращаться в разновидность национального развлечения, а правительства без конца сменяют другу друга, нынешняя ситуация все больше походит на «холодную гражданскую войну».

Почему в Израиле нет конституции?

Политический кризис в Израиле обусловлен исторически сложившимися обстоятельствами, породившими шаткую и незавершенную конструкцию власти и законодательства в государстве, а также особенностями национального менталитета, кратко описываемого поговоркой «два еврея — три мнения». Это, в свою очередь, вместе с объективными сложностями, с которыми столкнулось государство Израиль с первых дней своего существования, сыграло определенную роль в формировании ситуации правовой незавершенности.

Общеизвестный факт, что в Израиле нет конституции. Но ее нет не по каким-то идеологическим соображениям, а потому, что «так получилось».

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства и зачитал Декларацию независимости Израиля — первый правовой документ нового государства, в котором излагаются основные принципы его устройства. В Декларации говорится:

«…мы, члены Народного Совета, представители еврейского населения страны и сионистского движения, в день окончания британского мандата на Эрец-Исраэль, и в силу нашего естественного и исторического права, а также на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль — Государства Израиль.

Мы постановляем, что с момента окончания срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 г. и до образования выборных и регулярных государственных органов, в соответствии с конституцией, которая будет установлена избранным Учредительным Собранием не позднее 1 октября 1948 г., Народный Совет будет действовать как временный Государственный Совет, а его исполнительный орган — Народное правление — будет являться Временным правительством еврейского Государства, которое будет названо Израиль.

Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собирания рассеянных; оно приложит старания к развитию страны на благо всех ее жителей; оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков; осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН».

На следующий же день после провозглашения Декларации войска Сирии, Египта, Ливана, Ирака и Трансиордании начали боевые действия против Израиля. Поэтому первое заседание Учредительного собрания, которое должно было принять конституцию, состоялось лишь 14 февраля 1949 года. Через два дня после начала работы Учредительное собрание объявило себя парламентом и стало именоваться Кнессетом первого созыва. После долгих споров Кнессет решил отказаться от идеи немедленного принятия конституции и 13 июня 1950 г. принял так называемое «предложение Харари» (по имени депутата Кнессета Изхара Харари, который внес его), суть которого заключалась в том, что «первый Кнессет поручает Законодательной комиссии подготовку проекта конституции для государства. Конституция будет составлена из отдельных глав, каждая из которых будет являться самостоятельным Основным законом». Компромиссное решение первого Кнессета не определило, какие основные законы должны быть приняты, будут ли они иметь нормативное превосходство над обычными законами, каким образом и кто сведет их в конституцию. Так что процесс «написания конституции» продолжается до сих пор.

Законодательная активность Кнессета первого созыва была очень высокой: депутаты утверждали в среднем по семь с половиной законопроектов в месяц, что неудивительно, ведь это было время рождения нового государства. Но ни одного основного закона первый Кнессет так и не принял.

За 2,5 года, которые функционировал этот Кнессет, первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион успел сформировать два правительства. Оба были распущены из-за разногласий между религиозными и светскими партиями, преимущественно по поводу образования в лагерях репатриантов: религиозные партии выступали за введение религиозного образования для новоприбывших евреев, светские партии занимали противоположную позицию. Как видим, правительственные кризисы из-за непримиримых разногласий между религиозными и светскими партиями по самым разным вопросам стали традицией.