Президенты Молдовы и Украины Майя Санду и Владимир Зеленский

Президенты Молдовы и Украины Майя Санду и Владимир Зеленский

Фото: The Presidential Office of Ukraine / ThePresidentialOfficeUkraine / Global Look Press

Украина не хочет продлевать договор о транзите российского газа, который истекает в 2024 году. «Газпром», утративший роль ключевого поставщика газа в Европу, грозит остановить украинский транзит даже раньше срока. Если это произойдет, то первый удар примет на себя левобережье Молдовы — Приднестровье, все еще зависящее от поставок российского газа. Кишинев, который с 2022 года закупает для себя газ на европейском рынке и больше не зависит от газпромовских поставок, тем не менее готовится к наихудшему сценарию. Без газа в Приднестровье встанет промышленность, обвалится экономика, но самое опасное — Молдавская ГРЭС не сможет производить электроэнергию и вся страна рискует остаться без света. Поговорили об этом с Сергеем Тофилатом, членом наблюдательного совета «Молдовагаз» и аналитиком по энергетике.

— Как война в Украине и последовавшее сокращение поставок российского газа «Газпромом» повлияли на Молдову?

— Ответ вас удивит. Война положительно повлияла на Молдову с той точки зрения, что снизила нашу зависимость от России и укрепила энергобезопасность. До войны энергосистемы Украины и Молдовы работали в синхронном режиме с Россией и постсоветскими странами. Вскоре после 24 февраля 2022 года электроэнергетические системы обеих стран были синхронизированы с энергосетями Европы. Это позволило нам закупать электричество у новых поставщиков. Например, если Молдове нужны дополнительные объемы электроэнергии, мы можем закупить их в соседней Румынии. Конечно, это не избавило нас от шантажа «Газпрома», но появилась хотя бы возможность для маневра.

Более того, с декабря 2022 года Кишинев не покупает российский газ. Мы приобретаем его у других поставщиков по ценам ниже и выгоднее, чем по договору с «Газпромом». Например, сейчас, в августе 2023 года, цена газа для Молдовы по договору с «Газпромом» составляет $528 за тысячу кубометров. А наш государственный трейдер — компания «Энергоком» — уже приобрела 300 млн кубометров газа по средней цене $420 за тысячу кубометров. То есть почти на $100 дешевле.

— Многие жители Молдовы связывают рост цен на газ с тем, что у власти сейчас проевропейское правительство, которое отказывается вести переговоры с Кремлем. Мол, когда президентом был пророссийский Игорь Додон, газ был дешевле. Как вы относитесь к такому мнению?

— Рост цен на газ не только в Молдове, но и в Европе в прошлом году связан с действиями Кремля. До российской агрессии в Украине «Газпром» экспортировал в ЕС около 150–180 млрд кубометров в год. Но потом Москва остановила поставки газа для большинства потребителей на европейском рынке. Образовался дефицит в размере около 120 млрд кубометров. Сейчас газпромовские поставки в Европу не превышают 25–30 млрд кубометров. Все это привело к резкому росту цен. В августе 2022 года тысяча кубометров газа стоила $3,5 тысячи. В десять раз выше, чем сейчас! Быстро восполнить этот дефицит — сложно. Если предстоящая зима будет холодной, то нехватка газа опять напомнит о себе.

Однако ЕС, а вместе с ним и Молдова, заранее предпринимают меры, чтобы перебороть ситуацию. Прежде всего речь о сокращении потребления газа и переходе на возобновляемые источники или сжиженный природный газ. Но быстрого перехода на альтернативные источники не получится. Чтобы увеличить поставки СПГ, нужно время. Сейчас не хватает даже танкеров для его перевозки. Но позитивен сам факт — Европа ищет замену российскому газа и более или менее справляется с задачей. Получается, что действия «Газпрома» хоть и привели к увеличению цен на газ, но подтолкнули ЕС искать альтернативу. Думаю, через два-три года дефицит будет не таким острым, а в долгосрочной перспективе тенденция по переходу на возобновляемую энергетику возьмет верх.

— Молдова закупает какое-то количество СПГ или пока это планы?

— Технически и экономически мы можем приобретать любой газ в любой точке мира. Тендерами на закупку занимается «Энергоком», и главное условие по контрактам, чтобы газ был доставлен до молдавских границ либо до границы Украины и Словакии. Оттуда мы закачиваем его в украинские и румынские газовые хранилища, так как собственных у нас нет. Насколько мне известно, в этом году «Энергоком» покупал СПГ в терминале в Греции.

— То есть правая или левая, пророссийская или проевропейская власть в Молдове — на стоимость газа это не влияет?

— Республика Молдова давно находится в состоянии гибридной войны с Россией. Кремлевская пропаганда постоянно распространяет нарратив, что высокие цены на газ — это результат политики правящей проевропейской власти в Молдове. По этой логике, если бы у власти были пророссийские силы, то газ стоил бы гораздо дешевле. Цель понятна. Недовольные ценами на газ граждане должны свергнуть нынешнюю власть, и тогда жизнь якобы наладится. Эти же идеи продвигают и прокремлевские партии Молдовы. Но Путин никогда не дает скидку на газ просто так. В обмен придется поступиться суверенитетом.

Наглядный пример — Украина. В 2010 году, когда страной правил пророссийский президент Виктор Янукович, были подписаны Харьковские соглашения. По ним срок пребывания Черноморского флота России в Крыму продлевались до 2042 года в обмен на 30% скидку на газ. Через четыре года, когда Януковича свергли, Москва оккупировала Крым и начала войну на востоке Украины. Так называемая скидка на газ обошлась очень дорого, страна потеряла огромные территории. Молдове такие скидки не нужны.

Сейчас украинская армия защищает не только свою страну, но помогает и нам сохранять свой суверенитет. Мы это понимаем и ценим. Но давайте предположим, что Кишинев нашел общий язык с Кремлем и получил скидку на газ. Что дальше? Наверное, это поможет нам сэкономить несколько миллионов долларов. Но дальше, очевидно, Москва захочет установить в Молдове свои порядки, свергнуть нынешнюю власть, поставить прокремлевскую. Дальше Молдова рискует попасть под санкции и потерять рынки сбыта молдавской продукции на Западе. А Европа сейчас наш ключевой экономический партнер.

Мы не можем себе позволить уничтожить экономику страны и потерять миллиарды долларов в обмен на скидку за газ.