«С кем вы, мастера культуры?» — спрашивал в 1932-м в своем манифесте Горький. Можно еще спросить, «Где?». И получить ответ: «В Париже», где популярная блогерка и гид Мария Волкова встретила на днях московского режиссера Константина Богомолова. Застала его в зале с «Джокондой». Реплика «Вот кого встретила в Лувре» над стрелкой, указывающей в инстаграме Маши на знакомый профиль, торчащий над плотно сбитой толпой туристов, отметала сомнения: это был худрук Театра на Малой Бронной, давно вышедший из возраста enfant terrible — но не из образа.
Никого он больше не шокирует своими театральными фортелями — народу в основном по фигу, но кто-то все еще реагирует на его словесные экзерсисы, будь то опус про давно сгнившую Европы (манифест 2021 года) или «неправильных» либералов (эссе 2023-го). Последних Константин Юрьевич обозвал, напомню, «ворами, интеллигентными убийцами, филантропами-коррупционерами, необразованными аристократами», лишившимся возможности (ввиду войны) «выкачивать бабло из страны и тратить его на Западе». В общем, все равно, что он пишет, и не стоило тратить время и буквы на цитирование этого бреда, если бы сам режиссер не был замечен в том, в чем обвиняет других. На Запад его ставить спектакли не зовут, так что тратит он там ровно то, что зарабатывает на родине. Где ему продолжают — и хорошо — платить.
Отпуск в Европе тоже не новость — приключения Богомолова и его жены Ксении Собчак детально описаны таблоидами. Да, собственно, почему бы нет, нам ли уподобляться неравнодушной общественности, привыкшей по любому поводу стучать на неправильное поведение. Пусть ездит, куда хочет — главное, что его туда, куда он хочет, пускают. Его, клянущегося в верности Путину («…А в настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность»), легко пускают в Европу. Все понимают, что у господина Богомолова — как пишут, давнего обладателя паспорта гражданина Израиля, — едва ли возникнут сложности с проникновением в Европу. Да и ладно: его моральный облик волнует европейцев еще меньше, чем поведение Анны Нетребко. Вопрос «Мастера искусства, с кем вы?» больше не актуален. Просто пока Женя Беркович сидит за решеткой, Константин Богомолов уверенно гуляет по Парижу — вот и весь сказ. Боюсь, что так и будет.
Расчет не оправдался
Нам хочется, чтобы зло было наказано — а образ злодея навсегда прирос бы к лицу негодяя, как кожа, пересаженная с задницы на лицо в «Тени» Шварца. Отчего герой «стал чрезвычайно бесстыден, и пощечину он теперь называет просто — шлепок». Только бесстыдство давно перестало считаться непростительным грехом. А те, кто продолжают наивно рассчитывать на новый Нюрнберг, плохо себе представляют итоги Нюрнберга реального — и знаменитого главного процесса, на котором были осуждены нацистские преступники первого ряда, и итоги «малых» трибуналов, рассматривавших дела пособников, и совсем уж ничтожные попытки осудить остальных. Тех, кто сам не стреляя, вдохновлял, воодушевлял, оправдывал и финансировал убийц.
Значение Богомолова для отечественной культуры преувеличено :) Забудут его только те, кто хорошо знал -- обитатели столичных салонов (театралы). Это вам не Машков, чьё лицо каждый российский обыватель уже хотя бы из бесконечных показов "Ликвидации" знает. А о муже Собчак столько писать -- много чести, право слово.
Нимало не разделяю взглядов Константина Богомолова, но никак не могу отказать ему в таланте- и творческом, и административном
Давно ли смотрели его спектакли, причем не только старые, но и новые?! Давно ли были в театре на Малой Бронной?!
Из того, что мало людей в принципе увлекаются театром и смотрят его постановки, вовсе не следует, что он- не талантливый человек
Не стоит отказывать Константину Юрьевичу в субъектности, была у него интересная творческая жизнь и до женитьбы на Собчак (и вне всякой зависимости от). И то, что он делал в театре в начале 2010х, имеет вполне определенное значение для отечественной культуры, без иронии. Но я всё же надеюсь, что забвение настигнет его быстро.
Так много у кого интересная жизнь была или есть. Он просто не звезда всероссийского масштаба, чтобы так долго вздыхать по его поводу.
Одно дело, обсуждать, быстро ли народ забудет Аллу Пугачёву, которую знает несколько поколений, и другое дело Богомолова, которого в принципе знал очень небольшой процент населения. Слово "забудет" тут неуместно. Скурвился-то он давно, когда начал с властями в хорошо оплачиваемые игры играть и мэров поддерживать...
Зрителей, которые видели его спектакли, объективно мало (талант его я при этом не отрицаю нисколько, но он сдулся). Большая часть этих зрителей, по-моему, и сама нынче по парижам разъехалась.
Он был безусловно звездой, хотя бы после «Преступления и наказания». Но именно что - был
Что ж, напишем и про Машкова)
Ирина, простите, пожалуйста, но в статье есть несколько ошибок. Во-первых, у Константина Богомолова отчество Юрьевич, его отец (если это вдруг не очень известно присутствующим) - именитый кинокритик Юрий Богомолов, недавно, к сожалению, умерший. Во-вторых, Густаф Грюндгенс всё же уехал из нацистской Германии - в Швейцарию в 1936 году; Геринг выманил его из короткой эмиграции не только обещаниями, но и угрозами (оставшимся в Германии близким людям). За подробностями позволю себе направить Вас к книге Джонатана Петропулоса "Artists under Hitler" (электронная версия доступна в Гугл-книгах при наличии любой из принимаемых платёжной системой Google банковских карт). В-третьих и в-главных, Грюндгенса всё же НЕ забыли, пусть даже "только" благодаря книге Клауса Манна и фильму Иштвана Сабо, а также (в нашей стране) благодаря блестящему эссе Майи Туровской "Когда боги смеются" (есть в Интернете) и идущему с 2015 года в МХТ имени Чехова спектаклю Адольфа Шапиро по мотивам романа (с тем же названием, что и роман). И вряд ли театральный актёр, выходивший на сцену 60-80-90 лет назад, вправе рассчитывать на бОльшую известность - многие ли видели записи театральных выступлений, скажем, Луи Жуве и многие ли знали бы его сейчас, если бы не немногие ставшие мировой киноклассикой фильмы с его участием ("Северный отель" Марселя Карне, "Набережная Орфевр" Анри-Жоржа Клузо)? Грюндгенса же помнят и без кинозвёздного статуса, он сумел стать, с одной стороны, символом коллаборации талантливого, но малодушного художника с диктатурой ("слава Герострата", скажете Вы и будете отчасти правы), но, с другой стороны, весьма характерной фигурой с точки зрения той неоднозначности, которая всегда сопутствует попыткам присудить бесспорно талантливому человеку искусства статус злодея. Неслучайно, к примеру, в Вашей статье упоминается Эрнст Буш, которому Грюндгенс спас жизнь. Со всем уважением к Вам, герой Вашей статьи слабо вписывается в чёткие схемы, он столь же заслуженно осуждаем, сколь заслуженно не забыт.
спасибо, конечно, я помню Юрия Александровича, ошибка случайна и будет исправлена. Но Грюндгенс никуда не уезжал. Он выезжал - и возвращался, и руководил, и играл во время войны отнюдь не в Швейцарии. Это не секрет, в немецкой Вики, и не только там, на эту тему много информации. Причем ездил он за границу именно потому, что ему, как немногим избранным, близким к власти, это было позволено. И арестован был в советской зоне, а совсем не в Швейцарии. И я его не сделала злодеем, как раз напротив - я не приписываю ему фанатизма, он не был животным нацистом и антисемитом и спас не только Буша, просто благодаря Бушу ему впоследствии удалось не сесть. Он был конформистом, способность к метаморфозам, поражавшим Манна, , была свойством его натуры, Грюндгенс не видел в своем служении власти - любой, какая есть - ничего предосудительного. О том и речь
Ирина, без попытки поспорить - пару слов в пояснение написанного мной. Во-первых: да, выезжал по своим и государственным делам, да, был арестован в советской зоне; но "выезд" в 1936 году в Швейцарию был именно попыткой бегства (если слово "эмиграция" кажется слишком громким), он испугался критических нападок в официозно-партийной прессе (о чём, кстати, тоже есть в немецкой Википедии), счёл это, видимо, знаком будущих более суровых мер и резко, эмоционально "свалил". Соответственно, я не буду спорить с Вашей фразой "бегство из страны, на языке которой он играл, не входило в его планы", поскольку _в_планы_ это, похоже, действительно не входило; но сам по себе факт бегства имел место. И второе: я не утверждаю, что Вы сделали его злодеем, я лишь утверждаю, что о Грюндгенсе продолжают помнить и говорить, причём кому-то (ни в коем случае не имею в виду Вас) нравится о(б)суждать его как слабака и проходимца на службе кровавой тирании, а кто-то предпочитает говорить о нём именно как о весьма неоднозначном персонаже. И, честно говоря, это не очень похоже на забвение.
Спасибо за бдительность, Михайлович снова Юрьевич. И отдельное - за столь развернутый комментарий!
Вам большое спасибо!
По поводу Грюндгенса занятная история. Но вот насчёт Богомолова - классика: "я гналась за вами три дня и три ночи..."
За Богомоловым никто не гонится, но он безусловно персонаж, которого полезно исследовать. Поэтому да, снова он, но не как творческая единица
Я всё думаю, какой же текст про Богомолова закроет у нас его тему. Еще недавно считала, что Кати Барабаш про его эссе в РИА - еще и название было про фрейдистский некролог самому себе, https://republic.ru/posts/108486 .
Но нет, он у нас еще не отболел, выходит. Надеюсь, что теперь уж точно всё! Пусть будет постскриптум к фрейдистскому автонекрологу.
Аминь!)