соцсети
«С кем вы, мастера культуры?» — спрашивал в 1932-м в своем манифесте Горький. Можно еще спросить, «Где?». И получить ответ: «В Париже», где популярная блогерка и гид Мария Волкова встретила на днях московского режиссера Константина Богомолова. Застала его в зале с «Джокондой». Реплика «Вот кого встретила в Лувре» над стрелкой, указывающей в инстаграме Маши на знакомый профиль, торчащий над плотно сбитой толпой туристов, отметала сомнения: это был худрук Театра на Малой Бронной, давно вышедший из возраста enfant terrible — но не из образа.
Никого он больше не шокирует своими театральными фортелями — народу в основном по фигу, но кто-то все еще реагирует на его словесные экзерсисы, будь то опус про давно сгнившую Европы (манифест 2021 года) или «неправильных» либералов (эссе 2023-го). Последних Константин Юрьевич обозвал, напомню, «ворами, интеллигентными убийцами, филантропами-коррупционерами, необразованными аристократами», лишившимся возможности (ввиду войны) «выкачивать бабло из страны и тратить его на Западе». В общем, все равно, что он пишет, и не стоило тратить время и буквы на цитирование этого бреда, если бы сам режиссер не был замечен в том, в чем обвиняет других. На Запад его ставить спектакли не зовут, так что тратит он там ровно то, что зарабатывает на родине. Где ему продолжают — и хорошо — платить.
Отпуск в Европе тоже не новость — приключения Богомолова и его жены Ксении Собчак детально описаны таблоидами. Да, собственно, почему бы нет, нам ли уподобляться неравнодушной общественности, привыкшей по любому поводу стучать на неправильное поведение. Пусть ездит, куда хочет — главное, что его туда, куда он хочет, пускают. Его, клянущегося в верности Путину («…А в настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность»), легко пускают в Европу. Все понимают, что у господина Богомолова — как пишут, давнего обладателя паспорта гражданина Израиля, — едва ли возникнут сложности с проникновением в Европу. Да и ладно: его моральный облик волнует европейцев еще меньше, чем поведение Анны Нетребко. Вопрос «Мастера искусства, с кем вы?» больше не актуален. Просто пока Женя Беркович сидит за решеткой, Константин Богомолов уверенно гуляет по Парижу — вот и весь сказ. Боюсь, что так и будет.
Расчет не оправдался
Нам хочется, чтобы зло было наказано — а образ злодея навсегда прирос бы к лицу негодяя, как кожа, пересаженная с задницы на лицо в «Тени» Шварца. Отчего герой «стал чрезвычайно бесстыден, и пощечину он теперь называет просто — шлепок». Только бесстыдство давно перестало считаться непростительным грехом. А те, кто продолжают наивно рассчитывать на новый Нюрнберг, плохо себе представляют итоги Нюрнберга реального — и знаменитого главного процесса, на котором были осуждены нацистские преступники первого ряда, и итоги «малых» трибуналов, рассматривавших дела пособников, и совсем уж ничтожные попытки осудить остальных. Тех, кто сам не стреляя, вдохновлял, воодушевлял, оправдывал и финансировал убийц.