Военнослужащий ВСУ

Военнослужащий ВСУ

ВСУ

Что происходит на фронте, насколько России помогут снаряды из КНДР, а украинцам — боеприпасы с обедненным ураном? Фарида Курбангалеева расспросила военного исследователя Кирилла Михайлова о последствиях последних диверсий ВСУ в Черном море, успехах на сухопутном фронте, вероятной помощи Москве со стороны КНДР и возможности боевых действий в условиях приближающейся распутицы.

— Украинские ракеты повредили два российских корабля на морском ремонтном заводе Севастополя, причем один из них, «Минск», похоже, утрачен безвозвратно. Как вы оцениваете эту потерю для российского флота и почему Севастополь так плохо охраняется?

— Это в принципе достаточно серьезно, потому что, во-первых, количество больших десантных кораблей у России ограничено. И при любых дальнейших операциях, если россияне будут наступать по черноморскому берегу (например, если захотят перепрыгнуть Днепр), им понадобятся определенные десантные ресурсы, потому что это проще сделать, если есть какая-то высадка морем с фланга.

Во-вторых, представим ситуацию с изоляцией Крыма, когда ВСУ освобождают южную часть материковой Украины, выходят к Азовскому морю и начинают наносить удары по Крымскому мосту, которые делают его уверенное использование невозможным. В таком случае очень многое будет зависеть от способности переброски туда необходимых ресурсов — от живой силы до продуктов питания, а значит, от наличия необходимого тоннажа. Если этот тоннаж выбивается, как это уже было с «Оленегорским горняком» (корабль поврежден морскими дронами в порту Новороссийска в августе 2023 года. — Republic), который, как и «Минск», является кораблем проекта 775, это значительно облегчает задачу ВСУ и является для них инвестицией в будущее.

У России в целом хорошая система противовоздушной обороны. Но она столкнулась с совершенно непосильной для себя задачей — ей нужно прикрывать не какой-то локальный участок фронта, а практически всю западную часть европейской территории России, Крым и весь фронт на территории Украины. Разумеется, современные ракеты Storm Shadow или SCALP (которые, видимо, и применялись, судя по намекам командующего Воздушными силами ВСУ [Николая Олещука], когда он сказал, что Севастополь «штормит») при применении в достаточном количестве могут пробивать российскую ПВО.

Если ПВО недостаточно хорошо организована или имеет физические прорехи, что всегда можно вычислить запуском относительно дешевых дронов, ее можно пробить в тех местах, где она плохо скоординирована или слишком редкая.

Пожар на Севремзаводе

Twitter

— Какое значение имеет захват украинцами так называемых «вышек Бойко» у берегов Крыма?

— Это очередная демонстрация того, что российская армия не контролирует Черное море. Как и в случае с островом Змеиный, вряд ли украинцы будут постоянно там сидеть, потому что у России есть авиация, которая может сбросить туда бомбу или запустить ракету. Но сам факт того, что, несмотря на победные реляции Минобороны РФ об уничтожении [условно] миллиардов катеров ВСУ, украинцы это сделали, говорит о том, что россияне уверенно не контролируют ничего дальше гавани Севастополя. Об этом же говорят и высадки в Крыму украинских диверсионных групп.

— Эта операция может помочь в освобождении Крыма?