Илья и Эмилия Кабаковы. «Как встретить ангела». Инсталляция рядом с Музеем современного искусства «Гараж», Москва, 2019

Илья и Эмилия Кабаковы. «Как встретить ангела». Инсталляция рядом с Музеем современного искусства «Гараж», Москва, 2019

Фото: Музей современного искусства «Гараж»

О недавно ушедшем художнике Илье Кабакове снова вспоминают в публичном пространстве — в связи с 90-летием, которое случилось бы на прошлой неделе. Состоявшийся в воскресенье вечер в нью-йоркском МоМА прошел уже без юбиляра, скончавшегося в мае этого года. «Отдел культуры» выбрал 10 знаковых работ Кабакова, творчество которого навсегда вписано в историю искусств.

Говоря о Кабакове, сегодня вспоминают то, что он делал во времена СССР, и работы, созданные в новой американской жизни, когда в конце 1980-х он окончательно поселился в Нью-Йорке и преуспел как никто из его соратников— московских нонконформистов, начинавших вместе с ним в 1960-х, даже тех, кто сделал себе имя на Западе и дожил до мировой славы. Гонорары, не сопоставимые с доходами кого-либо из его друзей и собратьев по неофициальному советскому искусству, но вполне сопоставимые с ценами на работы известнейших американских художников, вывели Кабакова в чемпионский ряд, и редактор популярного русскоязычного оппозиционного издания, правя некролог, назвал Кабакова самым успешным постсоветским художником. Что он имел в виду, какой пост-совок? Илья Иосифович никогда не был художником на пост-советском пространстве — это важно понимать.