
Сунь Ятсен (в середине) и Чан Кайши (на сцене в форме) на митинге, посвящённом учреждению Военной академии Вампу в 1924 году
— Осень 1923 года Чан Кайши во главе делегации Гоминьдана провел в Москве, где встретился с Львом Троцким и другими руководителями ВКП(б), Коминтерна и вооруженных сил СССР. Но в итоге визита он, как Вы пишете в книге «Чан Кайши», разочаровался в большевизме. И тем не менее спустя два года Чан отправляет своего сына Цзян Цзинго на учебу в Советский Союз, причем договаривается о том, чтобы Цзинго на время учебы поначалу поселился у сестры Ленина Анны Елизаровой. Разочарование прошло?
— Действительно, Чан Кайши провёл осень 1923 года в Москве. Он приехал в Москву 2 сентября и уехал из Москвы 29 ноября. И действительно, в период пребывания в Советском Союзе он утратил все свои леворадикальные идеи, как и симпатии к советским коммунистам. Он общался с Зиновьевым, Троцким, Луначарским, Калининым, Рудзутаком, и в результате этих бесед пришел к заключению, что Советский Союз стремится проводить империалистическую, царистскую по сути своей, политику в отношении Китая и ведет дело к тому, чтобы привести к власти в Китае коммунистическую партию и с помощью китайских коммунистов колонизировать Китай.
0
Александр Панцов
Фото из личного архива
Сунь Ятсен думал, что он «просто надевает на Советский Союз ярмо»
Поэтому, когда Чан вернулся в Китай, он написал Сунь Ятсену письмо, в котором посоветовал тому порвать с советскими коммунистами. Сунь Ятсен ответил, что все понимает в отношении СССР, но он просто надевает на Советский Союз ярмо, чтобы на этой «советской лошади» ехать вперед и осуществить цели, стоящие перед Гоминьданом. То есть он имел в виду, что гоминьдановцы какое-то время используют советскую помощь, а потом порвут с Советским Союзом.
Эта логика, в конце концов, убедила Чан Кайши, и он из Шанхая, куда вернулся после поездки в Советский Союз, переехал в Гуанчжоу, где принял участие в Первом съезде Гоминьдана. Чан не был его делегатом, но вместе со своей гражданской женой присутствовал на заседаниях съезда. А после съезда он получил пост начальника военной школы Вампу, то есть, по сути дела, военной академии, которая создавалась при помощи и при финансовой поддержке именно Советского Союза.
"как Вы пишите в книге", - это, наверное, потому что жи/ши? Уважуха, ёпрст.
Есть хорошая книга Брюса Эллемана (Bruce Elleman, соавтор ряда книг Стивена Коткина) Moscow and the Emergence of the Communist Power in China - из его выводов (в частности о довольно циничном использовании китайского комдвижения в ходе фракционной борьбы в ВКП(б)) следует, что и китайские коммунисты 1920-1930-х гг. особой любви к руководству СССР не испытывали, хотя и вынуждены были демонстрировать лояльность. Ну а после смерти Сталина естественно пошли своим путём.
Про сестёр Сун надо делать отдельный материал. Сун Мэйлин, например, ездила с Чан Кайши во все официальные поездки и на переговоры, и тогдашние западные аналитики спорили, кто в большей степени принимает политические решения - Чан или Сун.
Да и Сун Цинлин тоже заслуживает. Она в 1960-1980 гг. жила в прежней (до 1950-х гг.) резиденции великого Цзайфэна (отца последнего императора) - повод задуматься о китайском политическом ритуале.
"Бюрократическая система власти, сложившаяся при Сталине, по сути дела, была основана на коррупции" - вот уж не согласен! В 1930-е годы коррупция была очень ограничена по двум причинам.
1. Денежные и товарные потоки были очень зарегулированы. Неучтённых денег, товаров и услуг было очень мало.
2. Строго контролировался размер расходов. На каждом уровне иерархии была своя норма потребления, выходить за которую очень не рекомендовалось.
Коррупция была на нижних уровнях системы распределения за счёт норм на потери (усушка, утруска и т.д.), там с ней обращались по петровским указам: раз в год по одному вешать, чтобы не повадно было.
Спасибо за интерес к моему интервью. По вопросу о коррупции при Сталине рекомендую почитать диссертацию Максима Викторовича Дульнева «Коррупция и борьба с ней в Советском государстве в 1917 - 1991 гг.: (историко-правовое исследование)», а также архивные документы, приводимые в книге Андрея Валерьевича Сушкова «Империя товарища Кабакова» (эта книга как раз об обстановке на Урале, где жил Цзян Цзинго) и в других его работах, а также работах Олега Борисовича Мазохина. Сушков и Мазохин, правда, сталинисты, поэтому целиком их книги можно и не читать, но документы, которые они используют, подлинные. И они дают ясное представление о безграничных масштабах коррупции в среде правящей коммунистической элиты при Сталине в 1930-е годы. Могу также порекомендовать книгу James Heinzen, The Art of Bribe: Corruption Under Stalin, 1943-1953. И, конечно, мемуарную литературу о сталинском терроре, которая говорит, в частности, о дикой коррупции в НКВД.
Я не про то, что коррупции не было. В 1930-40-х она не играла заметной роли в социально-экономической структуре государства. В отличие от, например, 70-х. И это относится только к метрополии. На нацокраинах бывало всякое.
Опять же терминология. Для меня система пайков по табели о рангах - это не коррупция. И экономический обмен по бартеру тоже. Хотя, кажется, знаменитой чайной на Стахановской улице в 1930-е ещё не было.
А какое же отношение имеет "зарегулированность" к отсутствию коррупции? Вот в РФ уж вроде все насмерть "зарегулировано". И за решетку регулярно сажают кого-то из "богатеньких". А коррупция цветет как майский сад...
P.S. https://rosspen.su/iskusstvo-vzyatki-korrupciya-pri-staline-1943-1953/
Ну это, конечно, написано иностранным "злопыхателем". Но тем не менее...
Вы просто забыли те времена. После отмены фондирования средств в РФ все денежные и товарные потоки гуляют как хотят.
Да нет, не забыл. Просто у нас с Вами несколько разные представления о коррупции...
Очень интересно. Спасибо. Ждем продолжения