Фото: Википедия
Сегодня исполнилось 80 лет со дня начала депортации чеченцев и ингушей. В 1944 году в ходе операции под кодовым названием «Чечевица» представители этих народов были насильно выселены из мест проживания на Кавказе в Казахстан и Центральную Азию. Наряду с депортациями других народов эта карательная акция стала еще одним преступлением сталинского режима. Хотя традиция насильственных переселений появилась на территории России гораздо раньше.
Российский правозащитник и журналист Александр Черкасов, который много лет работал на Северном Кавказе, в том числе во время Первой и Второй чеченских войн, рассказал Фариде Курбангалеевой, с какой целью советские власти депортировали целые народы, почему эти операции были быстро свернуты, как это отразилось на мировоззрении чеченцев и ингушей и смогут ли они простить власти то, что с ними сделали.
«Идея народов-предателей, которые стали причиной поражения, очень простая и очень советская»
— Первый вопрос напрашивается сам собой: почему сталинский режим решил депортировать чеченцев и ингушей?
— На самом деле есть целых три вопроса. Первый: откуда эта практика взялась в Советском Союзе? Второй: почему это происходило именно в этот период? И третий: а чеченцев и ингушей-то за что? И каждый из вопросов сам по себе интересен.
Сплошные депортации — это не изобретение советской власти. Это практика, существовавшая с XIX века. И не просто существовавшая, а даже обрамленная некоторой наукой. Например, во время Кавказской войны XIX века такой была депортация адыгов с Западного Кавказа. Потом эти территории были заселены казачеством. При этом, по итогам и Кавказской войны, и завоевания Центральной Азии, в российском генеральном штабе была введена своего рода военная демография. Она исходила из того, что безопасность государства в тех или иных регионах определяется составом населения. Исчислялся «индекс лояльности», и если он не удовлетворял власти, то его надлежало корректировать — в том числе, депортациями и истреблением.
Едва ли не первыми жертвами этой новой «науки» стали евреи. Еще в 1890-х годах от них зачищали Москву, отправляя их за черту оседлости. Тут можно вспомнить судьбу художника Исаака Левитана, который был символом русского пейзажа и которого дважды чуть не выслали из Москвы.
Еще серьезнее это все оказалось для евреев, которые во время Первой мировой войны жили в северо-западных регионах Российской Империи — на территории Литвы, Латвии, Беларуси. Тогда евреи были массово выселены из прифронтовой полосы, потому что язык евреев — идиш — близок к немецкому. И не дай бог, думали власти, они станут агентами немцев.
То есть офицерский корпус, который достался Советской России от России царской — а значительная часть офицеров в Красной Армии была старой закваски и закалки, — воспринимал подобные действия как вполне рутинные и законные. И когда позже проводились выселения в ходе раскулачивания, уже состоялась нормализация подобных практик. Дальше имели место превентивные депортации — например, финно-угорских народов из Карелии и Ленинградской области в преддверии Финской войны, или депортация немцев Поволжья в 1942 году.