
Сцена из спектакля московского Театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир». Крайний справа — Владимир Высоцкий
Неизвестный фотограф, 1965 г. Архив Александра Стернина / russianphoto.ru
В 2011 году известный социальный антрополог, знаток советского фольклора и автор Republic Александра Архипова случайно обнаружила в библиотеке Института Восточной Европы в Бремене книгу (точнее, переплетенную машинопись), озаглавленную «Лев Лосев. Эзопов язык в русской литературе».
«Честно говоря, я была удивлена, — пишет Архипова. — Я знала Льва Лосева как хорошего поэта, литературоведа, эссеиста и биографа Иосифа Бродского, но совершенно не подозревала, что он занимался еще и такими интересными вещами».
Выяснилось, что в руках исследовательницы оказалась диссертация, которую Лосев защитил в начале 1980-х годов в Мичиганском университете: «Русскоязычная (и, видимо, оригинальная) версия диссертации никогда не была опубликована, в отличие от сокращенной англоязычной, которая была издана в Мюнхене очень маленьким тиражом в 1984 году».
В ближайшем будущем книга Льва Лосева «Эзопов язык в русской литературе» выйдет в Новом литературном обозрение. Издание подготовлено к печати Александрой Архиповой, ей же принадлежат подробные комментарии и обширная вступительная статья, из которой мы публикуем отрывок — краткую историю эзопова языка в России от Михаила Салтыкова-Щедрина до Театра на Таганке.
С учетом развития искусственного интеллекта, я полагаю Эзопов язык может получить второе дыхание. За примером далеко ходить не надо: в Китае, где интернет активно мониторится с помощью подобных средств, давно в ходу различные метафоры и аллюзии (одна из самых известных Винни-Пух = Си Цзипинь). Искусственный интеллект очень плохо улавливает скрытый смысл (исключение, если такой скрытый смысл широко известен).
Лосева прочно пришвартовало приливом к пирсу Бродского, но он самостоятельная и большая фигура, чему доказательством и эта будущая книга. Прекрасно, что она выходит. Удивился сомнениям А.А. в причастности Эрдмана к авторству басни "Эзоп и ГПУ". Не поднимал источники, но кто еще по сочетанию внутренней свободы и специфического таланта кроме Эрдмана мог это написать? Разве что - Мандельштам, он в это время тоже веселился в этом жанре, но это точно не он. Удачи с книгой. Павел Нерлер.