Мурал Владимира Абиха и Артема Стефанова "Крепче стали" на фасаде металлургического завода в Выксе

Мурал Владимира Абиха и Артема Стефанова "Крепче стали" на фасаде металлургического завода в Выксе

Инстаграм* Владимира Абиха (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)

В русскоязычном сегменте интернета несколько дней обсуждают работу Владимира Абиха и Артема Стефанова — «Крепче стали», огромного размера мурал, недавно украсивший Выксунский металлургический завод в рамках «Выкса-фестиваля». Несмотря на эстетичное визуальное решение, эта работа вызвала негативную реакцию у арт-сообщества. Фактически, «Крепче стали» — это новый виток в переходе уличного искусства России на службу государству.

Сами авторы описывают свою работу так:

«Крепче стали»фраза, образованная игрой омонимов, которая отсылает к устойчивым выражениям в русском языке, использующим металл и процесс его закалки как образ физической/духовной силы и становления характера (стальной характер, стальные нервы, стальная выдержка, крепка как сталь и др.)

Фраза подытоживает прошлое и одновременно с этим направлена в будущее. За счет лаконичной и емкой формы она работает как лозунг, как способ воодушевить, задать настроение и чувство сопричастности, придать стойкости в достижении цели.

На фоне в энергичной абстрактной форме изображен процесс закалки металла, который словно наделяется сверхъестественными мистическими свойствами. Происходит слияние духовного и материального, что выражается в постепенном распаде света внутри паттерна, создавая легкий голографический эффект.

Работа пропитана производственной эстетикой, в ней используются цвета побежалости металла, в которые окрашивается сталь во время обработки разной температурой. Особое внимание уделяется ребристой формы поверхности, с которой изображение двигается в унисон, а его характер подчеркивает технологичность и ритм индустриальных процессов. В пространстве завода происходит соединение художественного и индустриального. Слияние двух художественных методов, абстрактного и концептуального. Тем самым завод может производить не только продукты металлургии, но и транслировать смыслы и свою эстетику.

«Выкса-фестиваль» считается примером успешной урбанистики в России и удачной попыткой удержать молодежь в городе. Он делает привлекательным моногород Выкса в Нижегородской области, создавая там современную культурную среду. Но есть нюанс: градообразующее предприятие — Выксунский металлургический завод — находится под санкциями из-за российского вторжения в Украину. А фестиваль в Выксе финансируется корпорацией ОМК и «ОМК-Участие», фондом жены председателя совета директоров предприятия Анатолия Седых — Ирины, при поддержке президентской программы «Национальные проекты России». Именно поэтому у фразы «Крепче стали» появляются новые, далеко не самые привлекательные прочтения.