Hu Yousong/XinHua/ Global Look Press
Вчера ФРС снизила ключевую ставку сразу на 0,5%. Нельзя сказать, что это было неожиданностью — консенсус на рынке составлял 65% вероятности такого снижения против снижения на традиционные 0,25%. Настораживает другое: за резкое снижение ставок был фондовый рынок, против — большинство экономистов. А теперь и инвесторы задумались: с чего это такая щедрость?
Последнее заседание ФРС было самым непредсказуемым в этом году. Нет, в том, что ключевая ставка будет снижена, никто не сомневался: инфляция идет на спад, рынок труда охлаждается. Медленнее, чем ожидалось, но все же тенденция видна. Непонятно было, насколько будет снижена ставка. Еще месяц назад сомнений не было — на 0,25%. Этот шаг, что при повышении, что при снижении ставки, весьма традиционен для ФРС. Но вдруг появились прогнозы, что ставка будет снижена на 0,5%.
Вначале это показалось невероятным. В самом деле — на последнем заседании в июле ФРС ожидаемое сохранила прежнюю ставку 5,25–5,5%, сопроводив свое решение комментарием о том, что тренд, конечно, благоприятный, но инфляция пока повышена, рынок труда и экономика сильны, поэтому «будем наблюдать». Самое интересное, что в нынешнем решении ФРС называются все те же самые факторы — но уже как причины для снижения: дескать, инфляция все же снижается, рынок труда все же охлаждается. Но еще задолго до заседания ФРС прогнозы фондовых аналитиков о снижении ставки сразу на 0,5% стали раздаваться все громче и к моменту вчерашнего заседания вероятность такого снижения достигла 65%.
При этом экономисты очень сомневались, что подобное произойдет. И вовсе не потому, что кандидат в президенты Дональд Трамп пригрозил ФРС, что если ставка будет снижена до выборов, то он посчитает это игрой регулятора на стороне демократов. По статистике, правящий президент действительно получает второй срок, если экономика находится на подъеме и теряет пост — если на спаде, но ФРС до сих пор не была замечена в политических пристрастиях. Кстати, Джерома Пауэлла на пост главы ФРС выдвинул именно Трамп во время своего президентства.
Именно медленное снижение инфляции и настораживало экономистов, да и саму ФРС. В США всем памятна история рубежа 1970–80-х, когда ФРС слишком рано и сильно снизила ставку — и новый всплеск инфляции был таков, что Полу Волкеру, тогдашнему главе регулятора, пришлось поднять ее аж до 20% Не будем забывать и статистику, которую так любят на рынке: в большинстве случаев первоначального снижения ставки на 0,25% на следующий год экономика росла, при снижении сразу на 0,5% в течение двух лет наступал спад. Так, кризису 2008 года предшествовало резкое первое снижение ставки ФРС в 2007 году.
Так что же, «ФРС прогнулась», как написали многие наблюдатели, если не перед Трампом, так перед рынком?