Франс Хальс, старший из золотой тройки нидерландских мастеров, известен своими разухабистыми портретами. И многим долгое время казалось, что он будто бы как-то ниже по мастерству Вермеера и Рембрандта. Искусствовед Тата Гутмахер рассказывает, почему Хальс опять пришелся ко двору — и рекомендует успеть на его масштабную монографическую выставку, которая идет в Берлине до начала ноября.
Кто он? Вроде бы давно изучено и поименовано: во-первых, портретист, во-вторых, тот, кто заставил своих героев смеяться, и наконец — исследователь социальных низов. Писал быстрыми, свободными, смелыми мазками. Предварительных рисунков не делал, писал alla prima, сразу начисто, nat-in-nat (нидерл.) — мокрым по мокрому. Что к этому, казалось бы, можно добавить? И все же попробуем.
И один, главный, вопрос, оставим до конца нашего разговора: почему художник Франс Хальс (1582/83–1666) долгое время оставался в тени своих более великих современников, Рембрандта (1606–1669) и Вермеера (1632–1675)?
Slow Looking/ Медленное разглядывание
Важно применительно к любому художнику. Галерея Тейт однажды посчитала, что на разглядывание одного экспоната посетитель в среднем тратит около восьми секунд. Возможно, у них на острове это справедливо, но сколько я ни следила за посетителями немецких, французских и нидерландских музеев, среднее число секунд лежит в районе трех-четырех. Попробуйте, кстати, позасекать, удивитесь. Мы все торопимся, торопимся, даже непонятно, зачем билеты покупаем.
Именно в случае Хальса очень рекомендуется Slow looking. Смотрите медленно. Давайте вместе поглядим на картинки и проблемы, которые через них видны. Для этого тут будет много картинок.