Борис Бабочкин (Чапаев) и Леонид Кмит (Петька) в фильме братьев Васильевых "Чапаев"

Борис Бабочкин (Чапаев) и Леонид Кмит (Петька) в фильме братьев Васильевых "Чапаев"

kinopoisk.ru

Вышедший 90 лет назад, в годовщину Октябрьской революции, легендарный кинофильм «Чапаев» — один из примеров успешной работы талантливых деятелей искусства в пользу пропаганды, когда очарование ярких художественных образов служит для продвижения выгодных государству исторических и политических нарративов. Эти образы с течением времени тускнели из-за постепенного замещения революции, как фундамента легитимности советской системы, Великой Отечественной войной — и перетекали в фольклор и анекдоты.

7 ноября 1934 года кинотеатры СССР начали демонстрацию фильма режиссеров Сергея и Георгия Васильевых (однофамильцев, а не братьев) «Чапаев» о яркой и трагической карьере одного из героев Гражданской войны. Решение о широком показе «Чапаева» было принято буквально накануне, 4 ноября. Слова Владимира Ленина о важнейшем из искусств советские вожди понимали буквально, и нередко выпуск на экраны того или иного фильма зависел от итога закрытого просмотра в Политбюро и личной реакции главного кинозрителя и кинокритика страны Иосифа Сталина.

Организатор кинопоказов в Кремле, начальник управления кинофотопромышленности Борис Шумяцкий писал: «Когда лента заканчивалась, И.В. [Сталин] поднялся и заявил: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он — хороший подарок к празднику».

Картина сразу стала хитом и для элиты, и для масс. Горожане и жители деревни заполняли места в кинотеатрах и клубах. До конца 1930-х годов «Чапаева» посмотрели по разным оценкам от 45 до 60 миллионов человек. Кинохроника запечатлела колонны зрителей с транспарантами «Мы идем смотреть «Чапаева». В некоторых кинотеатрах его демонстрировали ежедневно и без перерыва. Школьники и студенты экономили на завтраках и мороженом, чтобы купить еще один билет на любимый фильм и опередить друзей и знакомых по числу просмотров.

Любовь к фильму и его главным героям породили образы Чапаева и его соратников, близкие массовому зрителю 1930-х годов, как правило, человеку малообразованному и мало сведущему в истории Гражданской войны.

Еще одним компонентом успеха «Чапаева» стало обилие комедийных сцен.