Кадр из фильма «Современник: свободный театр в несвободной стране»

Кадр из фильма «Современник: свободный театр в несвободной стране»

Фото: youtube.com/@vraevskiy

В начале апреля в сети состоялась премьера документального фильма журналиста и историка Владимира Раевского (*Минюст считает «иноагентом») «Современник: свободный театр в несвободной стране». Фильм был снят в 2021 году, после начала полномасштабного вторжения в Украину прокат картины отменили, а сам Раевский уехал в эмиграцию. Три года спустя история «Современника», создававшегося в разгар оттепели идеалистами, со временем выбравшими путь компромиссов, — выглядит необычайно актуально. Зинаида Пронченко поговорила с Владимиром Раевским о неизбежных параллелях между тогда и сейчас, о возможности уже для наших современников оставаться свободными людьми в несвободной стране и о праве на несчастье.

— Ваш фильм снимался до войны, очевидно совершенно, с другими мыслями. Условный пример для подражания сегодня выглядит как трагическое послесловие.

— Да, это было, как говорится, в другой стране. Но я не хочу делать вид, будто что-то чувствовал, какие-то эманации, короче, все предвидел. Одна из главных тем моего фильма и тогда и сейчас — машина цензуры, которая легко трансформируется в танк.

Что, собственно, и случается в конце, когда линия партии приводит к вторжению в Чехословакию. Танками в Праге, по сути, и завершается история «Современника». Наверное, опасность аналогичного развития событий мы все более-менее ощущали, но, конечно, и в страшном сне не могли предположить, что начнется настоящая война. Хотя, по-моему, мы вполне отдавали себе отчет, что трагическая траектория задана.