Александр Роднянский
Фото: AR Content
В сентябре на 82-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера документального фильма «Записки настоящего преступника» Александра Роднянского и Андрея Алферова. С этой глубоко автобиографичной картиной Роднянский, один из главных медиаменеджеров и игроков кино в довоенной России, продюсировавший ленты Звягинцева и Бондарчука, возвращается к своим истокам, когда он начинал карьеру документалиста в Киеве. Зинаида Пронченко* поговорила с Александром Роднянским про общее прошлое, ужасное настоящее и отсутствующее будущее, а также о новом проекте Кантемира Балагова, сериале Жоры Крыжовникова, Сокурове, Кончаловском и Надаве Лапиде.
— В предыдущий раз мы с вами беседовали в сентябре 2020 года, перед «Кинотавром». Интервью заканчивалось вашим довольно пространным монологом о том, что мы живем в тревожные времена, но скоро все изменится, причем как будто бы в хорошую сторону. «Десакрализация власти в России неизбежна», — это прямая цитата. Все действительно изменилось, но десакрализация власти, если и произошла, то скорее в США и Европе. В связи с этим вопрос: верите ли вы сегодня в возможность перемен?
— Я, естественно, не помню свой монолог. Но за эти пять лет я разочаровался в любой власти, поэтому не думаю, что при моей жизни ситуация изменится к лучшему. Как-то, когда мне было лет 12, я завел беседу на эту тему со своим дедом — что скоро придет время и не будет коммунистов. Он посмотрел на меня очень теплым взглядом и сказал: «Ты знаешь, сынок, первый раз я это слышал в 1918 году». А за окном у нас был примерно 1974 год. Я принадлежу к поколению прогрессистов, считавших, что жизнь обязательно изменится к лучшему, поскольку в 1991 году рухнула империя зла. Сейчас мы выучим все уроки истории и никогда не допустим прежних ошибок. Нам поможет НТР и открытый доступ к информации. Но мои представления о будущем оказались наивными иллюзиями. Соцсети уничтожили в человеке человеческое, а на фоне новых ошибок старые стали казаться помарками. Но я все равно стараюсь жить, как бы по-детски это не звучало, согласно известному принципу из «Капитанской дочки»: делай что должно, и будь что будет.
— Я еще почему привела цитату из вашего интервью 2020 года. Понятно, что вы уже отчасти другой человек, чем пять лет назад, как и все мы, но насколько другим человеком вы были, когда учились у Феликса Соболева или снимали первые документальные фильмы, фрагменты из которых использованы в вашей новой работе «Записки настоящего преступника», показанной на Венецианском кинофестивале? Насколько было странно выстраивать этот диалог между собой сегодняшним и собой тогдашним? Помнили ли вы свои мысли, с которыми брались 40 лет назад за ту или иную тему?
— Это было не столько странно, сколько важно — наладить диалог с собой, с тем, в общем, приличным парнем, если честно. Я помню, что пытался делать правильные вещи, знал, что такое хорошо, что такое нехорошо, что правильно, что неправильно.