Политолог, историк, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Василий Жарков прочел в Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher лекцию «Народ и представление о нем русской интеллигенции». Slon публикует 10 фрагментов этой лекции.
1. В 1874 году в России произошло событие, которое мы все прекрасно знаем со школьных лет и которое у меня и моих друзей еще в школе вызывало некоторые смешки. Это хождение в народ. Даже в самом названии изначально заложено что-то комическое, потому что «хождение» в русской литературной традиции, с одной стороны, это паломничество в святую землю, а с другой, путешествие в неведомые страны. В любом случае это либо соприкосновение с какой-то святыней, либо узнавание чего-то очень экзотического и неведомого. И тут вдруг – хождение в народ. Народ находится не в неведомых странах, он находится в соседних деревнях. Более того, если присмотреться к нему повнимательнее, то, в общем, ничего особенно святого там найти невозможно. Тем не менее, именно это в какой-то степени пытались сделать те люди, которые туда шли.
Эта акция была воспринята как акция протеста, предпринятая оппозиционно настроенной образованной молодежью. И она вызвала бурную негативную реакцию властей. Но центральной, единственной организации, которая бы проводила хождение в народ и руководила им от начала до конца, не существовало. Единственная более-менее организованная и крупная структура – это «Большое общество пропаганды» в Петербурге, чайковцы, программу которым пытался писать Петр Кропоткин. Эта организация насчитывала примерно сотню человек. Но наряду с ней действовало еще около двухсот кружков в разных городах европейской части Российской империи. И вот все эти люди предприняли нечто вроде сетевого флэшмоба. Весной 1874 года, не сговариваясь и не имея технических возможностей, которые позволяли бы координировать действия, молодые люди направляются в деревни, где вступают в контакт с сельским населением, разговаривают с мужиками, пытаясь объяснить им, как тяжело их положение. В этом участвовало примерно две-три тысячи человек в целом по стране. На 99% – люди до 25 лет, студенческая молодежь, а также специфическая часть разночинной интеллигенции середины XIX века.