Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов
После критики Владимира Путина Минфин с легкостью фокусника извлек из рукава новый проект бюджета. А вместе с ним и новый график повышения налога на добычу полезных ископаемых для газодобывающих компаний. Как и всякий экспромт, это, очевидно, была домашняя заготовка. Тактическое отступление в вопросе по-прежнему подвешенной пенсионной реформы разменяли на послабление «Газпрому», и, самое главное, независимым производителям.
Вопрос об увеличении фискальной нагрузки активно обсуждается несколько лет, но его решение обрело конкретные очертания относительно недавно. В ноябре прошлого года правительство бросило пробный шар, зафиксировав рост НДПИ в 2012–2015 гг. на 30% для «Газпрома» и на 16% для независимых производителей. Весной сценарий радикально изменился: предложенные Минфином ставки взлетели в 1,6 и 3,6 раза соответственно. То есть вместо призрачного сохранения статус-кво чаша весов резко качнулась в пользу монополии.
Параметры НДПИ, заложенные в проекте представленного в начале недели бюджета, немногим отличались от «жесткого» варианта. Принципиальная разница была лишь в том, что в Налоговом кодексе предлагалось записать не конкретные цифры, а формулу – по аналогии с нефтяными компаниями. Нехитрые расчеты показывали, что при спланированных Минэкономики темпах роста тарифов на газ, в конце 2015 г. независимые производители должны будут платить больше, чем «Газпром». И счет стал 2:1 в пользу монополии.
В отличие от требования неукоснительно выполнить предвыборные обещания президента, громкого выражения недовольства по поводу НДПИ мы не услышали. И, тем не менее, «независимые» в последний момент чудом сумели отыграть часть потенциальных потерь. С математической точки зрения, новая шкала ставок с небольшими отклонениями является средним между ноябрьскими и весенними цифрами. «Газпром» и «Новатэк» получили в «подарок» пару сотен миллиардов рублей. При этом ставки для независимых производителей все равно будут расти быстрее, чем для монополии.
Экономический смысл щедрого жеста довольно условен. Считается, что скидка по НДПИ оставит компаниям средства для инвестиций. Но пока министры спорили о налоговых ставках, «Газпром» успел подготовить к запуску Бованенковское месторождение и заморозить проект освоения «Штокмана», а «Новатэк» начал строительство объектов Южно-Тамбейского месторождения. Запуск большей части крупнейших новых месторождений, согласно «Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года», запланирован после 2015 г. – за пределами нынешнего бюджетного горизонта. Это наводит на мысль, что новые ставки НДПИ не навсегда, и уже в будущем году мы можем стать свидетелями новых споров.
Идеальным сценарием для независимых производителей был бы скорейший переход к принципу равной доходности реализации газа на внутреннем и на внешнем рынках. Только в этом случае они могут перейти на равные с «Газпромом» ставки НДПИ. Но достигнутый консенсус по-прежнему базируется на том, что относительно дешевый газ, а, следовательно, и электроэнергия – естественные конкурентные преимущества нашей промышленности и гарантии социальной стабильности. Поэтому, отказавшись от 200–300 млрд рублей поступлений НДПИ, правительство не только облагодетельствовало газовиков, но и в какой-то степени субсидировало экономику. Крайне важным в этом смысле является не только применение более низких ставок, но и отказ от повышения тарифов каждые полгода – согласно последнему сценарию, это произойдет лишь однажды, в будущем году.