Атомная электростанция «Пакш». Фото: REUTERS / Laszlo Balogh
Нежданно-негаданно и почти бесшумно Россия вдруг решила одарить энергетику Восточной Европы чуть ли не крупнейшей инвестицией со времен соцлагеря. Выдать венграм каких-то 10 млрд евро, чтобы они купили у «Росатома» пару энергоблоков для своей АЭС «Пакш». Для сравнения: на «Северный поток» ушло 9 млрд евро, на «Южный поток», если он вообще случится, планируется потратить около 15 млрд евро. И тот и другой затрагивают десяток стран, годами гремят в СМИ по всей Европе и обсуждаются на куче международных встреч. А тут вдруг из ниоткуда сразу 10 млрд евро и одной Венгрии – как-то вечером премьер Орбан заскочил в Кремль подписать бумажки.
Мастер-класс для Лукашенко
Чтобы лучше представить, что такое 10 млрд евро для Венгрии – это по тысяче с лишним евро на каждого венгра, включая стариков и младенцев. Население там не дотягивает до 10 млн. Ну или более практичное сравнение – без малого четверть годовых расходов венгерского госбюджета. Или 13,5% совокупного госдолга. Или в два с половиной раза больше, чем суммарный размер субсидий, которые Венгрия получает из бюджета ЕС за год.
Вот такую сумму должна получить Венгрия из российского бюджета в виде долгосрочного кредита, чтобы потратить ее на покупку у «Росатома» двух новых энергоблоков по 1,2 ГВт каждый для своей единственной АЭС «Пакш». Сейчас эта АЭС, которую в рамках интернационального долга строили советские специалисты в 80-х, выдает около 2 ГВт и обеспечивает 40% всего энергопотребления в стране. А так как особого экономического роста в Венгрии в ближайшее время не предвидится, то нетрудно подсчитать, что к 2023 году, когда проект должен быть завершен, АЭС «Пакш» сможет практически полностью покрыть потребности венгров в электроэнергии.
Раздобыть в кризис долгосрочный кредит размером 11% ВВП страны – это, конечно, удивительная победа новой внешней политики венгерского премьера Виктора Орбана. После того как он разругался на Западе со всеми, с кем только можно, из-за чрезвычайных налогов на иностранные корпорации и национализации пенсионных накоплений, ему пророчили судьбу второго Лукашенко. Обещали превращение в диктатора-популиста из страны-изгоя, которому никто не захочет подавать руки.
Однако на деле оказалось, что быть вторым Лукашенко не так уж и плохо. Из Евросоюза Венгрию все равно не выгонят – там такая процедура не предусмотрена в принципе. А статусом государства – члена ЕС можно очень успешно торговать на мировом рынке, не заморачиваясь излишней принципиальностью и чистоплюйством, потому что на Западе терять уже нечего. Так, в 2012 году Орбан продал Азербайджану азербайджанского офицера, осужденного за убийство своего армянского коллеги во время учений НАТО в Будапеште. На родине убийцу тут же освободили как героя, а в качестве благодарности купили у Венгрии облигаций на 2 млрд евро.
Венгры стали любимым партнером Китая в Восточной Европе. За время правления Орбана, то есть с 2010 года, размер китайских инвестиций в Венгрии утроился, достигнув $2,5 млрд. Но все это меркнет на фоне роскошного подарка от России. Даже прожженный попрошайка Лукашенко смог добиться от Москвы всего 7,5 млрд евро на строительство АЭС в Белоруссии. Украине – архистратегическому братскому партнеру – обещают всего 4,5 млрд евро кредитов на ее атомную энергетику. А тут какой-то Орбан, который в Москве был всего пару раз в жизни, – и сразу 10 млрд евро.
Последний в ЕС
С таким кредитом и с расширяющейся АЭС Орбан легко сможет выполнить свое главное предвыборное обещание – понизить цены на электроэнергию. Это позволит ему переизбраться на следующий срок, выиграв парламентские выборы весной этого года. А если повезет, то положительного эффекта может вполне хватить и до следующих выборов, в 2018 году. Так что то, о чем думал венгерский премьер, когда соглашался на эту сделку, понять не трудно. Труднее понять, о чем думала российская сторона. Бюджет без дефицита свести не можем, собственные инфраструктурные проекты сворачиваем, а вот найти 10 млрд евро для Венгрии – это легко.
Как обычно, стратегические интересы оказались для Кремля дороже денег. За последние десять лет «Росатом» успел почти полностью растерять ту огромную атомную империю в Восточной Европе, которую он унаследовал от СССР. Когда-то почти в каждой стране бывшего соцлагеря было по АЭС, и все обслуживались советскими специалистами. Сейчас не осталось почти ничего. Правда, дело здесь не только в кондовых и неповоротливых методах «Росатома» – некоторые страны Восточной Европы настолько уверовали в националистические и экологические утопии, что сами охотно бросились выкалывать себе глаза назло теще и добровольно позакрывали еще вполне жизнеспособные АЭС, лишив свои экономики дешевой и обильной электроэнергии.
В любом случае список потерянных рынков у «Росатома» получился огромный. Накануне вступления в ЕС свои атомные станции полностью закрыли Литва и Словакия. Болгария остановила часть энергоблоков, много лет вела переговоры с Москвой о строительстве новой АЭС в Белене, но в 2012 году соскочила с проекта окончательно, несмотря на гигантские убытки. Польша уже много лет планирует построить свою первую АЭС, но работы пока не начались, и Россию туда вряд ли возьмут. Чехия не стала отказываться от ядерной энергетики, несмотря на давление ЕС, но контракт «Росатома» на поставку топлива чешской АЭС «Темелин» истекает в 2020 году, а тендер на строительство там двух новых энергоблоков, в котором участвует и Россия, постоянно откладывается все дальше и дальше в будущее.
В итоге Венгрия осталась для «Росатома» последней возможностью хоть как-то закрепиться на рынке Восточной Европы. Ведь людям хочется работать не только в Иране или Индии. Для хорошего международного имиджа нужны проекты в более респектабельных странах, в таких, которые не станут бросаться на что угодно ради одной только низкой цены. И Восточная Европа, которая теперь оказалась частью такой уважаемой организации, как Евросоюз, подходит для этих целей лучше всего. Вот в Москве и решили выбрать в регионе самое слабое звено и удержать его всеми силами.
Заемщик мечты
То, что «Росатому» удалось сохранить свое присутствие хотя бы в Венгрии, само по себе замечательно. Вопрос только в том, во сколько это обойдется российским налогоплательщикам. Насколько надежны и перспективны такие гигантские инвестиции в венгерскую энергетику? И вот здесь возникают большие сомнения.
Россия собирается одолжить 10 млрд евро одному из самых неблагонадежных заемщиков в Европе. Это только так говорится, что Венгрия – член Евросоюза. А на самом деле Орбан настолько испортил отношения и с европейскими, и с международными институтами, что, случись чего, там никто пальцем не пошевелит, чтобы помочь тонущей в долгах Венгрии. Наоборот, будут только злорадствовать.
А случиться может запросто. Венгрия и без российского кредита бесспорный чемпион Восточной Европы по соотношению госдолга с ВВП – около 80%. Про экономический рост венгры забыли задолго до кризиса, еще в 2006 году. За последние 10 лет ВВП соседней Словакии или Польши вырос примерно в полтора раза, ВВП Венгрии – всего на 8%. Страна давно впала в затяжную экономическую стагнацию, и оживить ее не могут даже самые причудливые реформы Виктора Орбана.
Кроме того, из-за постоянных экономических проблем политическая жизнь в Венгрии поляризировалась гораздо сильнее, чем у соседей. Никакой преемственности, каждый следующий лидер обещает избирателям не меньше чем новую эпоху. Сам Орбан, придя к власти, радикально пересмотрел чуть ли не все решения своих социал-демократических предшественников. И нет никаких гарантий, что если оппозиция вдруг выиграет, то она не поступит точно так же. Венгерские левые уже сейчас называют атомную сделку с Россией энергетическим рабством, новой советской оккупацией и угрозой всему живому в стране. Они считают, что это соглашение недействительно, потому что Орбан не провел тендер, а это противоречит венгерскому законодательству. И вообще такие важные решения можно принимать только на референдуме.
Поэтому гораздо надежнее было бы заключить атомные соглашения с Польшей или Чехией, где правительства не в пример адекватнее, а экономические перспективы намного радужнее, чем у Венгрии. Но странам с адекватными правительствами и радужными перспективами делают предложения получше российских. А России приходится брать, что осталось, утешая свой неконкурентоспособный бизнес особым распределением: гарантированный доход – госкорпорациям, риски и убытки – налогоплательщикам.