Эта статья не о кино, хотя неадекватная реакция «околокремля» на проходной (хотя и неплохой) английский фильм стала поводом задуматься о том, что события холодного лета 1953 года являются судьбоносными для России. Военный переворот, организованный Хрущевым и исполненный Жуковым, является недооцененным активом российской истории. Непосредственно из него развилась и выросла та «советская цивилизация», на руинах которой обитает сегодняшнее российское общество. Казалось бы, о нем сегодня известно почти все, и для историков эта тема исчерпала себя. Но до философского ее осмысления еще очень далеко, потому что знание всех фактов отнюдь не всегда равноценно знанию истины.
Самоопределение преемника
Выражаясь современным языком, Сталин умер, не осуществив операцию «Преемник». После его смерти на вершине пирамиды власти оказалось три вождя, каждый из которых в равной степени мог претендовать на роль лидера, – Берия, Маленков и Хрущев. При этом с чисто «практической» точки зрения Хрущев имел наименьшие шансы, но именно он и стал победителем. Это тем более удивительно, что выиграл он у человека, которому очевидно уступал как по своим волевым, так и по интеллектуальным качествам. Впрочем, морально он его все-таки превосходил.
Общепринятые представления о Берии как о примитивном похотливом садисте не очень соответствуют действительности. Так же далеки от реальности представления о Хрущеве как об инициаторе десталинизации. Все обстояло как раз наоборот. Буквально через несколько дней после смерти Сталина Берия, возглавивший объединенное МВД-МГБ, создал внутри ведомства четыре комиссии по пересмотру, как сейчас бы сказали, самых резонансных дел того времени, в том числе – знаменитого «дела врачей», дела Михоэлса и еврейского антифашистского комитета и других.
Более того, Берия стал слать в Президиум ЦК КПСС одну за другой докладные записки с информацией о «вскрытых» нарушениях законности, требуя принять срочные меры по их исправлению. Члены Президиума ЦК во главе с Хрущевым и Маленковым оказались совершенно не готовы к этим инициативам и пассивно им сопротивлялись. Чтобы подстегнуть Президиум ЦК к действиям, Берия начинает дублировать информационные сообщения, издаваемые от имени партии, собственными «пресс-релизами» (они назывались либо «сообщения», либо «приказания»), издаваемыми от имени МВД, которые имеют гораздо более радикальное звучание.