Кампания по популяризации использования ремней безопасности в Лондоне, 1964. Фото: J. Wilds / Keystone / Getty Images

Кампания по популяризации использования ремней безопасности в Лондоне, 1964. Фото: J. Wilds / Keystone / Getty Images

Что такое технология? Нейтральный инструмент, решающий практические задачи человека, или источник власти и незаметный источник проявления власти? Долгое время считалось, что технология – это умение, ремесло и искусство противостоять природе, приспосабливать ее законы на благо человека. Если в этом и виделась власть, то власть всего человечества над непокорной природой.

Умение технологий прикидываться нейтральными нередко скрывало от глаз преимущества, которые они давали одним группам и отбирали у других. В 1980 году в одном из эссе философ и историк технологии Лэнгдон Виннер ставит провокационный вопрос: «Есть ли политика у артефактов?». Тему обсуждали задолго до появления статьи Виннера, но она запустила дискуссию о незаметной власти (казалось бы) нейтральных технологий. Сам автор на вопрос своей статьи отвечал «есть» и приводил пример, ставший классическим для исследователей социальных эффектов технологий – мосты, соединившие в 1920-е годы Лонг-Айленд с основной частью Нью-Йорка. Какая может быть власть у железного моста, соединяющего одну точку пространства с другой? Оказывается, он разъединяет другие точки. Мосты были построены такой высоты, что преграждали дорогу на пляжи Лонг-Айленда общественным автобусам, на которых ездили в основном бедные американцы. Зато туда без препятствий попадали владельцы автомобилей – представители «среднего класса» и «элиты». Железный мост не позволял одним группам пересекаться с другими. Как заключает автор, нейтральный физический артефакт на самом деле физически разъединял общество и определял порядок контактов внутри него. Работу потом много критиковали и указывали на недостоверность данных и интерпретации. Но Виннер ярко показал, что воздействие со стороны технологий незаметно для многих, но при этом поддерживает распространенные в обществе практики и представления.