Летнее снижение рейтингов президента и правительства, а затем и электоральный провал правящей партии и провластных кандидатов на выборах в нескольких регионах 9 сентября подняли вопрос о серьезном сломе общественных настроений. До этого социологи считали, что эффект посткрымской эйфории, который власть поддерживала постоянным нагнетанием внешнеполитических угроз, компенсирует для населения проблемы в экономике, девальвацию и падение уровня жизни. Такое столкновение «патриотической мобилизации» с рациональными экономическими интересами в России стали называть «конфликтом холодильника и телевизора», причем глядя на рейтинги власти и результаты выборов, победу отдавали последнему.
Однако последние социологические данные показывают, что холодильник, похоже, берет реванш.
Взлет тревожности
На прошлой неделе Левада-центр опубликовал результаты нового опроса, свидетельствующие о повышении общего уровня тревожности россиян. Респонденты отвечали на вопрос: «Какие из следующих проблем нашего общества тревожат вас больше всего, и вы считаете их самыми острыми?» Это важный индикатор тревожности, поскольку он не требует напрямую оценивать власть (что позволяет избежать фальсификации предпочтений, распространенных в недемократических режимах), но при этом достаточно понятен и побуждает респондентов поделиться простой и близкой им рефлексией – тревогами и страхами. Вопрос о тревожности Левада-центр задает с 1998 года, и полученные данные демонстрируют в среднем довольно сильную устойчивость. Однако 2018 год стал исключением.