Бобер, Голубев, Татарка, Бахтин, Домрачев, Нестеренко, Пестерев, Пономарев, Федичкин, Ясенев, Мелехин, Панков – двенадцать человек. Один из них, как предполагает журналист Сергей Канев, может быть известен как Александр Петров из пары «Петров и Боширов», а одиннадцать остальных – просто офицеры ГРУ, прописанные по тому же адресу, что и Анатолий Чепига, про которого уже сложилось что-то вроде консенсуса, что Боширов из той же пары – это он, Чепига. В распоряжении Сергея Канева, как он пишет, есть список из 123 российских разведчиков, учившихся вместе с Чепигой. Сам Канев на прошлой неделе уехал из России, опасаясь уголовного преследования.
Таковы условия этической задачи, заданной нам на очередном витке дела об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль. Но вообще это, наверное, неправильная формулировка – случай Сергея Канева выходит за пределы дела Скрипалей и заслуживает того, чтобы назвать его эпизодом выстраивания отношений между гражданами России и государством, продолжающегося уже много лет и до сих пор не завершенного.
Динамика этих отношений такова, что с каждым годом и каждым днем у гражданина все больше оснований воспринимать государство как внешнюю силу, с гражданином никак не связанную и вообще ему враждебную: выборы, полиция, суды, пенсионная реформа – нужное впишите сами, и так все понятно. В предыдущей серии было «Новое величие»: оперативник инкогнито сидит в компании молодых людей, которые не знают, что завтра станут обвиняемыми по экстремистскому уголовному делу. И вот можно пофантазировать: в этой же компании оказался опытный журналист (назовем его Сергеем Каневым, почему нет), который смотрит на оперативника, понимает, что с этим человеком что-то не то, и начинает копать – социальные сети, системы распознавания лиц, пиратская база данных с Горбушки, круг знакомств, семейные связи. За какие-нибудь дни до того, как всех должны арестовать, выходит статья: вот этот провокатор, он на самом деле капитан полиции, сотрудник центра «Э», имя, фамилия, адрес, а вот заодно – список его сослуживцев, и если вы кого-нибудь знаете, то бегите от них.