
Умирающий воин. Скульптура храма Афайи. Фото: Getty Images
Археолог Марк Аббе, преподаватель факультета классических искусств в Университете Джорджии, был поражен, когда в 2000 году во время работы на раскопках в древнегреческом городке на территории современной Турции увидел изваяния со следами краски. Остатки красного пигмента на губах, черного на кудрях, позолоченное покрытие на руках, ногах и торсах. Веками археологи и кураторы музеев соскребали эти следы со скульптур и рельефов, прежде чем презентовать их зрителю. «Они кардинально отличались от того, что я видел в учебниках», – признается Аббе.
В любом крупном классическом музее мира посетитель видит античные греческие и римские статуи, выполненные из белого мрамора. Образ белоснежных нимф, Афродит и Амуров настолько привычен, что не вызывает сомнений. И все же он ложен: на самом деле большинство этих скульптур при создании были раскрашены цветными пигментами. Свои цвета и узоры имело все – кожа, волосы, одежда и предметы в руках; об этом свидетельствуют произведения, залежавшиеся в хранилищах и не представленные публике. Это уже не секрет, но для многих цветная жизнь классических статуй все еще становится откровением. О буйстве красок – и о том, почему мир заставили поверить в девственную чистоту античной скульптуры, – рассказывает New Yorker.
Немецкий археолог Винценц Бринкман пережил такое же потрясение, как Аббе, в начале 1980-х. Обнаружив остатки разноцветных пигментов в свете специальной лампы, он был поражен тем, что такой важный аспект, как полихромия, был исключен из представлений об античной скульптуре. Учитывая, что очень часто краски можно было увидеть и без специальных приспособлений, это был необъяснимый случай коллективной слепоты, из-за которой белизна сделалась синонимом красоты, вкуса и классических идеалов, ослепивших ученых. Или, если посмотреть иначе, «самым большим секретом, который никто не скрывал».
Наше представление о белоснежных классических изваяниях – результат ошибки и стечения обстоятельств, пишет обозреватель New Yorker Маргарет Тэлбот. Произведения, найденные западными исследователями на открытом воздухе, веками подвергались воздействию, которое стерло следы краски. Те, что были обнаружены под землей, утрачивали пигменты, когда археологи счищали слои грязи и известняка с их поверхности. Со временем, отмечает журналистка, исследователи просто убедили себя в том, что скульптура греческой и римской цивилизаций должна была быть белой, потому что это подчеркивало их разумность и отличало от «незападной» традиции – например, Египта, чьи предметы дошли до нас раскрашенными.
Интересно, спасибо.
Увы, с одной стороны и логичней, что они в цветах, но с другой стороны и нет такой строгости. Как с фотографиями, где черно-белая фотка кажется более красивой, чем ее цветной вариант.
пожалуйста, не надо.
я видел в музее Парфенона, как они раскрашивались. Они были чудовищно уродскими. И не стоит забывать, что краска - это очень дорого в древнем мире, она была не такой, как сейчас. В итоге получалась раскраска, которую старательный ребенок мазал плохой гуашью(или "накрасилась как мама" размазав проституточного оттенка помаду на пол-лица)
Современные интерпретации - в том числе, в музее Парфенона - это как раз и есть схематические «раскраски». Понятно, что статуи, создававшиеся лучшими скульпторами того времени, раскрашивались тоже далеко не последними мастерами. А насколько профессиональной была античная живопись, можно судить хотя бы по дошедшим римским образцам (учитывая, что образцы эти - в основном провинциальные «обои», а отнюдь не первоклассные вещи, о которых можно читать у античных авторов)
Статуи богов и богинь в храмах покрывались золотом, крылись слоновой кости. До нас ничего уже не дошло...
Но только представьте, как курится Дым над жертвенником, падает солнечный луч, и статуя "взирает" на прихожан, как живая, во всем своем язычески-божественном блеске
вы лично присутствовали при процессе разукрашивания во втором веке до нашей эры?
в статье есть даже ссылки на более новые, чем эти попугайские потуги из начала, и несколько более научные попытки реконструировать цвет, и результат едва ли похож на ваше описание.
Причем и глаза у статуй были инкрустиррвав камнями, чтобы выглядели как живые
Да, и таких статуй сохранилось много.