На прошлой неделе киносети выдвинули ультиматум Министерству культуры: если прокатное удостоверение не будет выдано бельгийскому мультфильму «Королевский корги», они не поставят в прокат российскую премьеру – мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра». В праздничный уикенд «Гурвинека» показали лишь в половине кинотеатров России, в основном в однозальных, что повлияло на его кассовые сборы.
«Кинотеатры бойкотируют какой-то мультфильм» – до широкого зрителя новость о том, что происходит на рынке киносетей, дошла примерно в таком виде. Самые внимательные припомнят имя Гурвинек (мультипликационный герой из «братских стран» знаком зрителям по советским временам). Но детали бойкота мало кого интересуют. В таких случаях у обывателя наготове универсальное объяснение: «это бизнес-разборки», «дерутся за свои бабки». Слово «бабки», кстати, исчерпывающе описывает картину мира говорящего: тут и презрение к тому, у кого бабки есть, и готовность считать всех, кто зарабатывает, потенциальными обманщиками, и одновременно – трудно скрываемая зависть к ним же. Кстати, такое отношение к деньгам – важнейшему понятию нашей жизни – в массовом сознании не изменилось, по сути, с 1987 года, со времен начала кооперативного движения.
Тем более важно объяснить, почему первый коллективный бойкот киносетей против политики Минкульта является важной вехой в истории российского частного бизнеса.
" Условный Голливуд опирается на универсальную систему ценностей; в центре ее – личность, индивидуум. Западное кино независимо от жанра всегда обращается к зрителю с месседжем «ты все сможешь, все зависит от человека, лично от тебя»."
При всем уважении к автору, в данном случае он несколько упрощает. Голливуд делает очень много патриотического и откровенно пропагандистского кино. И раньше делал. В детстве об этом почти не задумывались, совсем другими глазами смотрим на это сейчас. Сравнить, например, заключительные монологи главного героя Рэмбо-1 и Рэмбо-2. Очень чувствуется, что с продюссерами "поработали". Дело не только и не столько в универсальной системе ценностей, просто там снимают более качественно, больше хороших профессионалов занято в производстве и продвижении.
Запреты - плохо, Мединский - плохо, это всё понятно. Но интересно было бы узнать опыт Франции, например. Там государство как-нибудь вмешивается в прокат? Вроде у них тоже протекционизм, несколько лет назад местные культурологи били тревогу на эту тему, но в какую-то государственную политику это вылилось?
Вот нашла статью 10-летней давности о Франции https://www.svoboda.org/a/393368.html Там пошли немного по другому пути - налог на развитие отечественного кинематографа с любого проката.
Вот это абсолютно верный путь: там, где исходная суть конфликта лежит в деньгах, решать нужно исключительно денежными рычагами. И никакие бы владельцы даже слова не сказали, если бы условный «Гурвинек» приносил им субсидии, а условный «Корги» - налоги.
Ну, после такого демарша, через год-полтора, жди законороекта ГД "О нормализации кинопроката в Российской Федерации". Этого инцидента прокатчикам не забудут, не простят. И не такие бизнесы "причесали".
Замечательная статья, спасибо! Минкульт, интересно, вкурил (простите за лексику, думаю, им так ближе), как сильно он своей топорной/тупой принципиальностью навредил сборам Гурвинека?
Причем тут патриотические фильмы? На мой взгляд как раз просто мусорных комедий, ужастиков, новогодних трешей намного больше в российском кино чем того же патриотического...
Это временная неудача. Дальше будет стремление возродить Госкино. Но стоит ли игра свеч? Какой процент населения посещает кинотеатры? Не был в них много лет, в ближайшее время вряд ли в них появлюсь, да и закрылись они почти все в провинции.
Что у вас за провинция такая? У нас в глухой и небогатой сибирской ж... как грибы растут, даже в пгт уже 3D кое-где делают, не говоря о облцентрах. Понаделали и imax и всяких вип-залов и все 333 удовольствия. Популярность вполне себе норм у них, не знаю какой %, но вроде бы не пустуют. Сам регулярно хожу
предлагаю всю дорогу пока путин будет ехать в Гаагу - крутить ему гурвинека. И пока сидеть там будет
Экий вы оптимист однако!
Интересно, Мединский в доле? Уверен, что прилипает. Это не идейный протекционизм, хотя на вид может таковым и выставляться. Уж больно глазенки у этого патриота хитрожопые.
Да, отличная статья. Наглядно показывает, что такое протекционизм, в частности, на рынке кинопроката. Вы всё ещё хотите поддерживать отечественного производителя патриотического кино-мусора? Тогда Мединский точно ваш министр, а Путин - президент.
Справедливости ради, надо сказать, что в последнее время не все мусор. Есть ряд картин вполне достойных. Есть пару достойных сериалов. В Голливуде мусора больше половины.
назовите хотя бы одну немусорную картину, проспонсированную Министерством, Фондом кино и Ко. Те годные фильмы, которые за копейки на свои снимают - увы, не считается, рекламы и сеансов почти нет, рядовому зрителю их днем с огнем не сыскать
Отличная статья! Пожалуйста, больше материалов о культуре!