Высокие отношения: председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент Финляндии Урхо Кекконен, 1968 год.

Высокие отношения: председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент Финляндии Урхо Кекконен, 1968 год.

Фото: wikipedia.org

30 ноября исполняется 80 лет с начала Финской войны (1939–1940) – одного из самых бесславных эпизодов советской военной истории. Маленькая победоносная кампания, которая должна была завершиться стремительным покорением «Суоми-красавицы» и превращением ее в «автономную» республику в составе СССР, обернулась тяжелыми боями и огромными потерями. И хотя Сталину все же удалось отнять у финнов Выборг и некоторые другие территории, это было совсем не похоже на триумф.

После окончания Второй мировой войны вполне можно было ожидать, что Финляндия разделит участь других стран Восточной Европы, где при поддержке СССР были быстро установлены коммунистические диктатуры. Однако Финляндия, как ни удивительно, сумела избежать этой участи.

Одно из объяснений этого предлагает американский писатель Джаред Даймонд в своей новой книге «Смятение. Поворотные моменты для государств в кризисе», которая сейчас готовится к печати в издательстве АСТ. Публикуем с некоторыми сокращениями отрывок из главы «Война Финляндии с Советским Союзом» – о том, что такое Finladization и как далеко может зайти политический компромисс.