Описание России как «государства двойного назначения» встречается нередко – как правило, под этой фразой понимают поверхностный демократический декор, за которым не очень-то кроется консервативный авторитарный остов. Но иногда, читая, как правило, бюрократические сводки, невольно можно нафантазировать – а вдруг все ровно наоборот?
Вот о любопытном образовательном эксперименте объявило на днях Министерство просвещения: в российских школах начнет работать программа развития «социально-эмоциональных» навыков учащихся. Для начала, как водится, пилотный проект в восьми неназванных регионах, далее, видимо, как пойдет.
«Такой документ и его реализация помогут воспитывать эмоционально зрелых личностей, дети научатся контролировать свои негативные эмоции, а также распознавать эмоции окружающих», – цитируют информагентства.
Интересно. Социально-эмоциональное обучение (так называемые технологии SEL), воспитание эмоционального интеллекта – остромодный сейчас образовательный тренд, причем в международном масштабе, суть которого в развитии не только рационального мышления учеников, но и эмоционального. Адепты SEL называют его необходимостью в XXI веке, считая, что без обучения таким навыкам адаптировать ребенка к взрослой жизни просто невозможно, и такая адаптация как минимум не менее важна, чем передача фактических знаний.
И если не вдаваться в обсуждение собственно SEL, то уже готовность Минпросвещения к экспериментам сама по себе выглядит вполне прогрессивной и даже в чем-то противоречащей консервативному имиджу ведомства и его руководителя Ольги Васильевой.
А то и не просто противоречащей, а чуть ли не подрывной. В основе социально-эмоционального обучения лежит воспитание максимальной эмпатии, а это, в общем-то, пострашнее столь ненавистной отечественным телекомментаторам «толерантности» – следующий, можно сказать, шаг. Старт такого проекта в традиционной российской школьной системе, где основными инструментами социализации считаются военно-патриотическое воспитание, иерархия и пропаганда классических гендерных ролей, а любые отклонения от нормы расцениваются как покушение на основы бытия – замысел не без риска; кажется, только вопрос времени, когда очередное возмущенное родительское сообщество заподозрит, что под видом SEL на души детей снова покушаются западные антихристы, проповедующие терпимость к ЛГБТ, иностранцам и либеральной оппозиции.
Образовательная сфера – возможно, самая деликатная материя в России; нигде больше нововведения или инциденты не вызывают столько дебатов, сопротивления и конфликтов, нигде больше с таким жаром не сталкиваются консервативная и прогрессистская позиции.
Кто бы меня обучил эмоциональному интеллекту? Это вообще возможно? По-моему, единственный предмет, который может помочь-литература. Сопереживание и эмпатия на оценку-это ужасно, но знакомится с этими качествами души школьники всё-таки должны. Иначе как они жить будут?
Вот этот вариант верный на 99,9%. "делает вид, что не чуждо передовым мировым настроениям, а на деле перелицовывает их, приспосабливая под российский опыт и действительность.". И школы бодренько поскакали в юнармию. Есть ещё "российское движение школьников". Со своей атрибутикой, символикой и ритуалами
Таких историй довольно много. Базовый сценарий примерно такой.
1. Надо что-то делать и что-то писать в отчётах, которые обосновывают деньги (либо получение новых, либо сохранение имеющихся).
2. Это поручается какой-то команде.
3. Команда берёт какую-нибудь тему и пишет пачку документов.
4. Так как это не встроено в общую рамку (за её отсутствием), все либо забывается, либо мутирует.
5. Надо что-то делать и что-то писать в отчётах...
Хм, это пионеры то не стреляли? В 1982г семикласник московской 843-й школы застрелил своих родителей из охотничьего ружья. А поножвщина среди пионеров была ещё более распространённым явлением. Просто в те времена не было интернета, а была газета Правда и все скандальные случаи тихо заметались под ковёр.
Я точно помню, как в Литературной газете была статья про девочку, которую отлупил весь класс. И мы ее разбирали в нашей пионерской дружине. Лет так 40-45 тому назад. А бы бы у ее папы КГБ-шника пистолет дома, мы бы другую историю разбирали.