Описание России как «государства двойного назначения» встречается нередко – как правило, под этой фразой понимают поверхностный демократический декор, за которым не очень-то кроется консервативный авторитарный остов. Но иногда, читая, как правило, бюрократические сводки, невольно можно нафантазировать – а вдруг все ровно наоборот?

Вот о любопытном образовательном эксперименте объявило на днях Министерство просвещения: в российских школах начнет работать программа развития «социально-эмоциональных» навыков учащихся. Для начала, как водится, пилотный проект в восьми неназванных регионах, далее, видимо, как пойдет.

«Такой документ и его реализация помогут воспитывать эмоционально зрелых личностей, дети научатся контролировать свои негативные эмоции, а также распознавать эмоции окружающих», – цитируют информагентства.

Интересно. Социально-эмоциональное обучение (так называемые технологии SEL), воспитание эмоционального интеллекта – остромодный сейчас образовательный тренд, причем в международном масштабе, суть которого в развитии не только рационального мышления учеников, но и эмоционального. Адепты SEL называют его необходимостью в XXI веке, считая, что без обучения таким навыкам адаптировать ребенка к взрослой жизни просто невозможно, и такая адаптация как минимум не менее важна, чем передача фактических знаний.

И если не вдаваться в обсуждение собственно SEL, то уже готовность Минпросвещения к экспериментам сама по себе выглядит вполне прогрессивной и даже в чем-то противоречащей консервативному имиджу ведомства и его руководителя Ольги Васильевой.

А то и не просто противоречащей, а чуть ли не подрывной. В основе социально-эмоционального обучения лежит воспитание максимальной эмпатии, а это, в общем-то, пострашнее столь ненавистной отечественным телекомментаторам «толерантности» – следующий, можно сказать, шаг. Старт такого проекта в традиционной российской школьной системе, где основными инструментами социализации считаются военно-патриотическое воспитание, иерархия и пропаганда классических гендерных ролей, а любые отклонения от нормы расцениваются как покушение на основы бытия – замысел не без риска; кажется, только вопрос времени, когда очередное возмущенное родительское сообщество заподозрит, что под видом SEL на души детей снова покушаются западные антихристы, проповедующие терпимость к ЛГБТ, иностранцам и либеральной оппозиции.

Образовательная сфера – возможно, самая деликатная материя в России; нигде больше нововведения или инциденты не вызывают столько дебатов, сопротивления и конфликтов, нигде больше с таким жаром не сталкиваются консервативная и прогрессистская позиции.