
Владимир Жириновский. Фото: Sergey Pivovarov / Reuters
Споры о том, хороша ли старая конституция или плоха, и насколько изменения в ней усугубят нынешнее нерадостное положение дел с демократией в России второстепенны на фоне основной проблемы современного общества и демократии вообще. Сформулировать ее можно так: а должен ли вообще один человек, пусть даже и избранный большинством граждан напрямую, получать в свои руки огромную власть надо всеми на много лет вперед? Иными словами, хорошо ли единовластие, пусть даже и оформленное в виде президентской республики, как таковое, или современному обществу больше подходит коллегиальное руководство, в основе которого – консультации, компромиссы и постоянная сменяемость ключевых фигур?
Разговор с учителем
«Как вы смотрите на то, чтобы Россия перешла к парламентской республике?» – задал вопрос Владимиру Путину учитель истории школы №3 города Усмани Дмитрий Демихов. И получил весьма развернутый ответ, который стоит изучить подробно.
«Теоретически – возможно. Целесообразно или нет?.. Я считаю, что нет», – так начинает Путин, сразу переводя альтернативы президентскому единовластию в сферу голой теории и представляя свои дальнейшие рассуждения как построенные исключительно на рациональных доводах.
Первый аргумент Путина – якобы исторический: «Для того, чтобы парламентская республика эффективно функционировала, нужно, чтобы политическая структура была, во-первых, чтобы она росла давно, и в той же Европе столетиями некоторые партии существуют. Столетиями, вот». Ход мысли Путина отсылает к известному анекдоту о том, как вырастить идеальный газон – надо постригать его каждый день и так несколько веков. Тем не менее, аргумент ли это против того, чтоб разбить-таки газон и начать его регулярно стричь?
Про многовековые партии – тоже довольно странное заявление, потому что на самом деле в парламентах европейских стран сидят вовсе не только представители партий родом из XIX века, но и созданные относительно недавно или буквально накануне выборов. И это не говоря о том, что даже давно существующие партии пережили колоссальные трансформации и вовсе не предлагают избирателям в XXI веке программу, принятую двести лет назад.
Более того, помимо британской демократии, на которую Путину очевидным образом кивает, существуют примеры вполне успешных демократических режимов в Восточной Европе, которые были созданы буквально с нуля в конце ХХ века. Примеры многопартийных парламентских демократий, созданных вовсе не века назад, есть и в Западной Европе: в Испании и Португалии современные политические системы возникли после диктатур, длившихся много десятилетий, когда все традиции демократии и партийности последовательно уничтожались, если они вообще были, –может, это и не самые успешные страны, но тезис о необходимости непрерывной многовековой традиции существования демократии и партий их пример опровергает.
Зачем нужен Жириновский
Дальше Путин заходит с другой стороны и начинает критиковать парламентскую демократию на примере российских думских партий: «А у нас, как правило, партия связана с конкретным человеком. Ну, самый яркий пример у нас, в нашей стране – Владимир Вольфович Жириновский. Есть Жириновский – есть ЛДПР, нет Жириновского – ну… Сама идея, она хорошая, либеральная, но сможет ли партия так функционировать без своего лидера?»
Про то, какая хорошая либеральная идея воплощена в деятельности ЛДПР и ее лидера, и говорить особо не стоит – понятно, что здесь президент решил в очередной раз поиздеваться над ненавистными либералами. Но сама практика использования в качестве аргумента карикатурной российской партийной системы и карикатуры на карикатуру в виде Жириновского и его партии – это, конечно, так себе убедительный риторический прием.
В значительной мере система политическая опирается на экономическую. Поскольку в основе экономики России лежит природная рента (полезные ископаемые) и административная рента (распил бюджета) выстраивается мафиозная иерархия, в которой во главе каждой территории (страны, субъекта федерации, города и села) оказывается глава какого-то клана. Даже в тех случаях, когда глава регионального клана оказывается за решеткой, ситуация не меняется, просто появляется представитель другого клана.
Политический монополизм порождает экономический монополизм, в котором успех в бизнесе связан с близостью к власти, к доступу к бюджету и различным преференциям, а не таланту. Если же кто-то добьется вопреки всему хороших результатов, то, скорее всего, он этот бизнес потеряет, а возможно свободу и даже жизнь.
Автор пишет о необходимости сокращения мощи вертикали и увеличения роли горизонтальных структур, то есть близок к идеям анархизма, одним из теоретиков которого был Петр Кропоткин. В годы перестройки были изданы его "Записки революционера" (1988), а в 1991 году "Этика". Удивительная судьба этой теории у нас в России. Были станция метро и рядом улица его имени, теперь только станция, есть памятник ему, а вот последователей этого, одного из самых миролюбивых учений, обвиняют в экстремизме и преследуют самыми жестким образом. Почему? Ответ простой: класс, обладающий правом на ренту, хочет сохранить свое господство навсегда.
Неудачно вы, уважаемый, приравняли местное самоуправление к анархизму - у большинства людей упоминание анархии, как формы управления, вызывает, мягко говоря, недоумение, поскольку, теория это одно, а с практической реализацией я не припоминаю - где такое было?
Местное самоуправление - это не просто горизонтальные связи, а ещё и возможность самим формировать и распоряжаться бюджетом. Магдебургское право в свое время дало мощный импульс развитию городов в Европе, у нас же этого не было никогда, потому столько проблем с малыми городами и весями было, есть и будет - судя по движению мыслей "гаранта", а другие мысли в стране, кажись, таковыми не признаются.
Господи, ну и бред. При чем тут Кропоткин? Вы другого имени не знаете в политической теории?
Почитайте обвинения, которые предъявляют протестующим против нынешнего режима, и увидите, что их обвиняют в анархизме, и даже в антифашизме.
А чем Вас так раздражает Кропоткин? Он еще в XIX веке и в начале ХХ выступал против опоры социалистов всех мастей на государство, как институт, и предрекал возникновение диктатуры, которая будет хуже монархии. И заметьте, не ошибся.
Сокращать надо не полномочия должностей, а саму возможность государства вмешиваться в дела граждан. Коллегиальный орган в этом смысле ничуть не лучше единственного 'вождя' - отнять у кого-то права или доходы можно и коллегиально. Чтоб этого не происходило следует, например, закрепить в основном законе в качестве цели существования государства защиту прав, понимаемых как гарантии невмешательства в частные дела или договоры - права собственности, права заключения любых контрактов, выбора вероисповедания, свободы слова и ассоциаций, воспитания детей - но не права на получение каких-либо услуг. Государство не должно решать где нельзя строить дороги, как учить и лечить. Нельзя позволить существование такой монополии.
Эти права и так закреплены в основном законе. Вы его читали?
Хорошая статья, правильная.
Совершенно верно. Но менталитет россиянам надо исправлять. Как именно? Вероятно, начав однажды жить иначе, потому что диктатуры имеют привычку воспитывать подданных как послушных рабов, а послушные рабы мечтают только о хорошем хозяине, очередное воплощение которого - упомянутый в статье персонаж.
Пусть для начала привыкнут к регулярной смене верховной власти. Пускай сперва испарится идиотский вопрос "А кто, если не Путин?" Правители не будут больше незаменимым и вечным, отчего быстро потеряют свою сакральность, а с ней и всевластие. Это оставит неизгладимый отпечаток на менталитете будущих россиян. Тем более, к ним все чаще, как к избирателям, начнут обращаться за поддержкой элиты в своей борьбе за власть.
какой смысл сто раз обсуждать прописные истины?! Тем более на репаблике. Его, вроде, овощи не читают
>> И это не говоря о том, что даже давно существующие партии пережили колоссальные трансформации и вовсе не предлагают избирателям в XIX веке программу, принятую двести лет назад.
Вероятно, имелось в виду «не предлагают избирателям в XXI веке программу, принятую двести лет назад».
в XXI веке... так по смыслу
В двадцать первом, конечно. Это редактор ошибся, когда арабские цифры на римские менял. Он сделает себе выговор, и спасибо за то, что заметили.