Выждав пару суток, пока спадет хайп по поводу конституционного зигзага Владимира Путина, можно попытаться в телеграфном стиле провести ревизию того, что есть в сухом остатке.
Конституционный маневр и транзит
Экспериментально доказано, что конституционная инициатива все-таки напрямую связана с проблемой транзита. Своим выступлением в Думе президент развеял любые сомнения по этому поводу, если они у кого-то были. Можно теперь подвести небольшой промежуточный итог и подсчитать путинские политические дивиденды от игры на понижение Конституции.
Во-первых, как минимум, она гарантирует для Путина резервный выход из ситуации: что бы ни случилось, у него есть опция остаться президентом до 2036 года и еще целых 4 года подумать, как ею воспользоваться и воспользоваться ли вообще.
Во-вторых, как следствие, которое весит не меньше, чем причина, она устраняет полностью синдром «хромой утки». Обнулились не сроки, а все разговоры о преемнике, транзите и тому подобной ерунде. Никакого транзита больше нет, по крайней мере, на поверхности.
В-третьих, еще одним, не менее важным следствием конституционного маневра является легализация «понятийных» полномочий президента и его вертикали. Эти практически самодержавные полномочия давно были им освоены фактически. Их гарантом являлась вовсе не Конституция, а персональный контроль над силовыми структурами при полном уничтожении независимости суда. Конституция, однако, оставалась юридическим атавизмом, вроде аппендикса, который давал о себе знать фантомными правовыми болями. Теперь Путин этот рудимент полностью удалил, что не дает ему больше власти, но придает уверенности и позволяет в дальнейшем действовать по обстоятельствам и без стеснения.