Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Пока рестораны и фитнес-центры находятся на грани банкротства, в интернет-торговле наблюдается ажиотаж. Об этом свидетельствуют результаты исследования IT-компании «Эвотор», которая сравнила продажи в разных сегментах после введения в столице ограничительных мер. В интервью журналу «Деньги» на платформе Republic генеральный директор «Эвотора» Андрей Романенко рассказывает о новом поведении потребителей в условиях карантина, объясняет, почему в сложившейся ситуации государству следует поддерживать ритейлеров вроде Hoff и «Леруа Мерлен», и прогнозирует падение одного из секторов потребительского рынка Москвы на 100%.

– Какие сегменты малого и среднего бизнеса оказались наиболее уязвимыми из-за сложившейся ситуации?

– Прежде всего текущая ситуация, конечно, сказалась на турагентствах. И вместе с ними – на авиакомпаниях, но это, конечно, уже крупный бизнес.

На втором месте – HoReCa: отели, рестораны, кафе. Как из-за падения туристического трафика, так и из-за того, что теперь люди меньше ходят в рестораны и кафе. В то же время сейчас хорошо работает доставка. Хотя она тоже падает, потому что люди боятся заказывать еду из ресторанов.

Третий пострадавший сектор – сфера услуг. Люди меньше посещают салоны красоты не только из-за того, что боятся выходить на улицу. Подобная ситуация была и в 1998-м, и в 2008-м. В сложных условиях, когда не понимаешь, что будет завтра, все стараются сэкономить там, где могут.

Также в числе основных пострадавших – ивент-агентства и все сектора, так или иначе связанные с организацией мероприятий. На днях этот список пополнили фитнес-центры и кинотеатры, через пару дней к ним могут присоединиться рестораны. Даже если правительство их не закроет, рестораторы сами это сделают, потому что не могут нести постоянные убытки в отсутствие клиентов.

Девелопмент сложно отнести к малому и среднему бизнесу, но он тоже попадает в категорию пострадавших. Но я думаю, что ему будет оказана господдержка.

И, конечно, крупные потери несут малые производители, которые поставляли разные товары для всех сфер, которые я перечислил выше.

Можете привести данные по снижению посещаемости и количеству продаж?

– Мы сравнили количество покупок в московских торговых точках в период с 16 по 22 марта с неделей с 9 по 15-е. В большинстве сегментов торговли и сферы услуг за прошедшую неделю количество покупок упало. В несетевых супермаркетах и минимаркетах – на 13%, в магазинах одежды и обуви – на 25–35%, в салонах красоты – на 15–20%.

Посещаемость торговых центров в Москве также падала на протяжении всей прошлой недели. В минувшие выходные посещаемость ТЦ снизилась на 20% по сравнению со средними значениями в феврале-марте. В целом по России посещаемость ТЦ упала на 15% в прошлый уикенд. Хотя на снижение посещаемости торговых центров влияет не только эпидемия, но и, как мы понимаем, в целом курс доллара и непонятная обстановка – когда сотрудники не понимают, что будет с их работодателем дальше.

Конечно, после гендерных праздников традиционно наблюдается спад покупательской активности. К тому же по выходным люди уже начали выезжать на дачи, и видно, что трафик уходит от больших городов. Но если брать аналитику за предыдущие годы, тогда падение было не такое значительное, как сейчас.

Вы говорите, что падение стало заметно после 8 марта, тогда как первые случаи коронавируса в России были выявлены в феврале. Тогда еще изменения в поведении потребителей были не такие сильные?

– Нет, основная паника началась 13–16 числа.

– Это связано в основном с коронавирусом или также с падением курса рубля?

– Думаю, что повлиял и вирус, и курс. И, конечно, та паника, которую разогревают в соцсетях.

Есть ли какие-то сектора, которые, наоборот, в выигрыше от сложившейся ситуации?