Смерть Джорджа Флойда от удушения под коленом белого полицейского вызвала в Америке протесты небывалой силы. Беспорядки начались во многих городах, не только в Миннеаполисе, где произошла трагедия, а повсюду, где есть многочисленная черная община. В частности, в Вашингтоне волнения сопровождались поджогами и погромами и угрожали настолько выйти из-под контроля, что служба безопасности настояла на перемещении президента Трампа в потайной бункер.
В Европе за этими событиями наблюдали со смешанным чувством тревоги и удивления. Во многих странах прошли антирасистские акции, а чернокожие артисты и футболисты совершили жесты солидарности с погибшим Флойдом. Проблематика взаимоотношений полиции и этнических или расовых меньшинств достаточно универсальна и существует практически везде, где есть эти меньшинства. И все же европейцы ощущали в репортажах из США некое особое, пугающее ожесточение, не похожее на то напряжение в обществе, которое известно по опыту. В светлом здании свободной и демократической Америки вдруг обнаружились темные подвалы, где веками обитали призраки угнетения и несправедливости на расовой почве. Они вырвались наружу и потребовали внимания к себе.
Франция, которой предстоит в ближайшие годы и десятилетия искать социальное и национальное равновесие в сложных условиях, внимательно смотрит на происходящее в Америке и находит как сходства, так и различия. Ведущей колониальной державе в недавнем прошлом невозможно сохранить гомогенное население наследников галльской славы. С одной стороны коренные французы и ассимилированные иммигранты или их потомки; с другой – недавние выходцы из бывших колоний, не желающие расставаться с прежним образом жизни и с трудом интегрирующиеся в современное общество. Первые более успешны, образованны и оптимистичны, чем вторые. Вторые жалуются на дискриминацию со стороны первых. Два мира, столкновения между которыми, наверное, неизбежны, но степень их непримиримости может быть различна.
Во Франции этническая статистика фактически запрещена и не доступна обычному пользователю (возможны научные исследования в рамках ограничений). В отличие от США, никто не знает ни процентного соотношения черных и белых французов, ни доли преступников среди них, ни степени вероятности быть задержанным полицией, в зависимости от цвета кожи. Тем показательнее отдельные примеры.
Дело Траоре
24-летний Адама Траоре был арестован полицией 19 июля 2016 года в небольшом городе Бомон-сюр-Уаз, к северу от Парижа. Он обратился в бегство при проверке документов, но был пойман. Далее его доставили в жандармерию, где он и умер через два часа после задержания.
Первая экспертиза установила смерть от сердечной недостаточности и предположила, что организм Адама Траоре был ослаблен инфекцией, что полностью устраивало правоохранительные органы. Но семья настаивала на другой версии, обвиняла полицию в непредумышленном убийстве и потребовала альтернативных исследований. Последующие экспертизы констатировали, что смерть арестованного наступила от удушья, а полицейские не скрывали, что не церемонились с беглецом при задержании. Не колено на шее, как в случае Флойда, но какой-то похожий захват. Впрочем, они действовали по инструкции, и прокуратура не увидела оснований для предъявления обвинений.