Кадр из сериала "Away". Фото: Netflix

Кадр из сериала "Away". Фото: Netflix

Если американские киноакадемики только начали устанавливать в полном метре нормы, призванные обеспечить справедливый доступ на экран для женщин и представителей этнических и гендерных меньшинств, то в сериалах это давно уже не проблема. Мы выбрали три телепроекта (два новых и один не очень), которые легко бы прошли на «Оскар». И при этом смотреть их интересно!

Рейтинг сериалов указан по данным сайта Rotten Tomatoes. Этот сайт – агрегатор рецензий вычисляет рейтинги одобрения фильмов и сериалов на основе отзывов профессиональных критиков в СМИ. Рейтинг указан на момент публикации данного обзора.

Вдали (Away)

США, 2020

Автор идеи: Эндрю Хиндеракер

Режиссеры: Эдвард Цвик, Джеффри Райнер, Дэвид Бойд и др.

Жанр: космическая фантастика с элементами драмы и мелодрамы

Рейтинг: 59%

Недалекое будущее. Сбылась мечта землян, начитавшихся Эдгара Райса Берроуза и Рэя Брэдбери: экспедиция «Атлас» отправляется на Марс. Лететь туда и обратно – три года. Найдут ли астронавты на красной планете жизнь? Неизвестно. Но, быть может, там приживутся земные растения… Хотя сериал «Вдали» считается фантастикой, основой сценария стал не роман в жанре science fiction, а научно-популярная статья Криса Джонса в журнале Esquire.

По сюжету, экипаж «Атласа» – международный. Финансирование коллективное, но с перевесом НАСА. Поэтому командует американка Эмма Грин (ее играет подросшая «малышка на миллион» Хилари Суонк). В составе экспедиции химик-китаянка Лу Ванг, русский инженер Миша Попов, врач-индиец Рама Арья и биолог Квеси Вайсберг – афробританец, исповедующий иудаизм. Самый опытный – Попов (несмотря на залихватское «Миша», ему под шестьдесят). Самый неопытный – Квеси: новичка взяли в экипаж из-за его познаний в ботанике. Квеси хочет вырастить на Марсе если не картошку, как в фильме «Марсианин», то уж шпинат – точно.

Чтобы зритель оставался в напряжении, в «космическом» сегменте сценария (есть и «земной», но он менее интересен) проблемы следуют одна за другой. То пожар, то беда с солнечной батареей, то поломка система очистки воды. К счастью, консультант полета со стороны NASA – муж Эммы, классный спец Мэтт (Джош Чарльз из сериала «Хорошая жена»), так что астронавты выкарабкаются.

Кроме технологических проблем есть и психологические. Внутри экипажа не все гладко: Лу Ванг, например, переживает, что разглашена ее ориентация (однополая любовь в КНР не приветствуется), а Эмма не сразу добивается реального авторитета в качестве командира.

Хотя Эмме положено быть постоянно в центре внимания, на деле Миша в исполнении Марка Иванира иногда перетягивает сюжетное одеяло на себя. Он порой угрюм, себе на уме, но обаятелен. В финале он скажет: «Родина – это голая идея. Границ не существует. Важны только люди, которыми ты дорожишь». И как-то сразу станет ясно, что Роскосмосом рулит уже не Дмитрий Рогозин, и вообще в России недалекого будущего кое-что важное поменялось…

Кайфтаун (Hightown)

США, 2020

Автор идеи: Ребекка Каттер

Режиссеры: Рэйчел Моррисон, Майкл Оффер и др.

Жанр: криминальная драма с элементами триллера и мелодрамы

Рейтинг: 80%

«В городе Провинстаун так много рыбаков, приезжих тусовщиков и драгдилеров, что казалось, будто все горожане существуют здесь лишь для того, чтобы съесть омара в местном ресторанчике, принять участие в гей-карнавале, вынюхать пару дорожек, а в конце концов отдать концы от передозировки…» Если бы эту историю рассказывали наши Ильф и Петров, ее можно было бы запросто начать подобной фразой. Крошечный городок на самом кончике мыса Кейп-Код недаром носит прозвище Hightown (которое у нас вполне адекватно перевели как Кайфтаун): ведь Провинстаун – едва ли не самый важный на Восточном побережье США центр гей-культуры, рекреационной наркокультуры и вообще место с крайне либеральными нравами.

Сериал придуман Ребеккой Каттер, сценаристом сериалов «Готэм» и «Реанимация», то есть человеком серьезным и к юмору не склонным. Здесь маловато смешного, зато много драматического и трагического. В первом же эпизоде найден выброшенный на берег труп женщины. Выясняется, что убитая была тайным информатором наркополиции и пострадала именно из-за этого…

Труп находит главная героиня сериала Джеки Киньонес (Моника Реймунд). Она в форме и при исполнении, но служит не в полиции, а в Национальной службе морского рыболовства. Джеки любит выпить, вынюхать хорошую дорожку и подцепить девчонку в баре. Неудивительно, что такой образ жизни оборачивается автомобильной аварией. У героини на время отбирают жетон и пистолет и велят ходить к психологу. Однако Джеки знает, что обрести душевное равновесие ей поможет не групповая терапия, а личная война со злодеями. Убитую не воскресить, но есть еще шанс спасти ее подругу.

Перед нами не детектив, а триллер: имя главного преступника, наркобарона Куэваса, известно, но нет достаточных доказательств, чтобы привлечь его банду к суду, и пока не видно шансов взять их с поличным. Героиней движут не только месть и чувство сострадания к жертвам. Джеки тесно в рамках полномочий «рыбного копа»: хочется быть настоящим полицейским – чтобы ее принимали всерьез. В своих мечтах она – капитан Ахав из «Моби Дика». Свою борьбу с тем, кто заказал убийство женщины в самом начале сериала, она в какой-то момент воспринимает как жизненную миссию. «Ты – мой белый кит», – объявляет она Куэвасу, но наркобарон явно не читал Мелвилла и потому слегка обалдевает, не в силах понять смысла этой фразы.

Вдова (The Widow)

Великобритания, 2019

Авторы идеи: Гарри Уильямс, Джек Уильямс

Режиссеры: Оливер Блэкберн и Сэмюэл Донован

Жанр: криминальная драма с элементами политического триллера

Рейтинг: 57%

Три года назад муж англичанки Джорджии Уэллс (Кейт Бекинсейл) Уилл, взял походную сумку, надел любимую оранжевую бейсболку и отправился в командировку в Демократическую Республику Конго (ДРК), а на обратном пути погиб в авиакатастрофе. Три года спустя Джорджия смотрит по ТВ новости об уличных беспорядках в Киншасе, столице ДРК. И вдруг в кадре мелькает знакомая оранжевая бейсболка. Мужчина в ней снят со спины, однако очень похож на Уилла. Да, быть может, Джорджия ошибается и выдает желаемое за действительное. Но что, если Уилл каким-то образом не погиб? Вдруг он находится в плену? Женщина летит в Африку, чтобы найти мужа – или, наоборот, убедиться в своей ошибке.

Как видим, название сериала провокативно и с каждым новым эпизодом всё больше напоминает не о статусе главной героини, а скорее смахивает на конспиративную кличку. Ведь Джорджия, которая официально считается вдовой, оспаривает свое вдовство с риском для жизни. И пусть в ДРК неспокойно – героиня плюет на опасности. Ей надо получить ответы. Любой ценой.

Есть по крайней мере две причины, из-за которых сериал стоит посмотреть.

Первая – место действия. Африка снова в тренде, там опять что-то варится: недаром московские политтехнологи шаманят с тамошними выборами и не зря туда слетаются, как пчелы на мед, российские «вагнеровцы». Знаете ли вы о минерале колтан (он же колумбо-танталит), который крайне необходим для изготовления современных конденсаторов? Именно в Африке (в том числе и в Конго) находится большая часть разведанных запасов минерала – и распри вокруг этих месторождений стали одной из причин Великой африканской войны. Относительная дешевизна колтана на мировом рынке объясняется прежде всего примитивным способом добычи и смехотворной оплатой труда местных рудокопов. Это всё вы тоже увидите в сериале…

Вторая причина – Кейт Бекинсейл в главной роли. Актриса прославилась после фильма «Другой мир» Лена Уайзмана, где сыграла бесстрашную Селену, истребляющую оборотней. Проект оказался столь удачным, что оброс франшизой, а у исполнительницы появилось амплуа, ценимое любителями киномистики. Сериал «Вдова», правда, сугубо реалистический, но тема оборотней (в погонах и без) все равно здесь оказывается в числе главных.

Сценаристы знают: когда герой пускается в рискованное путешествие, у него должен быть какой-нибудь скрытый бонус. Так что когда Джорджия, попав в засаду вместе с командой медиков, внезапно проявляет недюжинные бойцовские качества, зритель догадывается, что ему не всё рассказали о прошлом героини, и та – отнюдь не тепличное растение. Для плохих парней это становится неприятным (а для кого-то и фатальным) открытием… Согласитесь: интересно же наблюдать, как Бекинсейл справляется с работой Селены в новых условиях – автомат Калашникова в руках и никаких тебе мистических трюков. «Не ходите, взрослые, в Африку гулять!»

Что еще почитать:

Смерть отравителя. Наша родина не злопамятна, но зло помнит и память у нее хорошая.

Конец Мегамашины. Краткая история недееспособной цивилизации: пересказ книги Фабиана Шайдлера ‘The End of the Megamachine'.

На пороге нового рабства. Как вирус убивает наше свободное время и почему дальше будет только хуже.