Можно ли арестовать человека за выброшенную визитку? Отправить в тюрьму за рассылку приглашений? Выгнать из школы за грамматическую ошибку? В стране, где официальная религия диктует взгляд на повседневную жизнь, а незначительное происшествие может стать поводом для обвинений в посягательстве на религиозные устои, такое возможно. Пакистан – исламская республика, где роль защитников веры нередко берут на себя радикалы, – пример того, каких масштабов это может достичь.
Все это реальные истории. Врача из города Хайдерабад (на юге Пакистана) арестовали, узнав, что он выбросил визитку с именем Мухаммад. Врач извинился, заявив, что и не думал оскорблять основоположника ислама, но его все равно обвинили в богохульстве. Жителя Нанканы (на востоке страны) обвинили в оскорблении чувств верующих, когда он разослал приглашения на торжество с мусульманскими приветствиями (он принадлежал к религиозному направлению ахмади, представители которого относят себя к мусульманам, но официально в Пакистане им запрещено ассоциировать себя с исламом). Позднее его приговорили к нескольким годам тюрьмы.
Девочку из Абботтабада (на севере страны) исключили из школы, после того, как, описывая поэму о пророке Мухаммаде, она сделала грамматическую ошибку – вместо слова, обозначающего «прославление», получилось «проклятие». Местные религиозные лидеры объявили это «заговором против ислама», их прихожане вышли на демонстрацию, требуя, чтобы делом о «святотатстве» занялась полиция, а семья виновницы была выселена из этих мест. Толпа также скандировала лозунги против христиан, узнав, что школьница из христианской семьи. Девочка извинилась, один из клириков признал, что инцидент был случайностью. Тем не менее, ее семье пришлось уехать из города.
Некоторых по таким обвинениям приговорили к смерти, единственное наказание по статье об «оскорблении пророка Мухаммада» – смертная казнь. Сейчас в тюрьмах Пакистана находятся около двух десятков таких смертников, хотя за последние десятилетия такие приговоры не приводились в исполнение. Еще примерно столько же – отбывают пожизненное заключение. И это только официальная сторона. Неофициальная – суды Линча, погромы и поджоги. Из-за обвинений в богохульстве были убиты десятки людей, включая высокопоставленных чиновников. Среди жертв оказались губернатор одного из регионов и министр по делам меньшинств, которые выступали в защиту христианки, приговоренной к смерти, и за пересмотр жестких законов о богохульстве. Что сделало мишенями для радикалов и их тоже.
Из-за давления со стороны религиозных активистов, как признавал один из бывших судей, его коллеги в низших инстанциях склонны выносить обвинительные приговоры – опасаясь, что иначе их самих обвинят в богохульстве. У тех, кто оспаривает вердикты, доходя до Верховного суда, – хорошие шансы на оправдание. Хотя на апелляции могут уйти годы. И даже отмена приговора не гарантирует безопасности. «Многие все равно считают его виновным, – говорит адвокат одного из осужденных, которого оправдали после 18 лет за решеткой. – Ему приходится скрываться». «Человек, которого обвинили в богохульстве, не сможет жить в Пакистане, – соглашается юрист из Лахора, который вел более сотни таких дел. – Разве что совсем не появляться на людях».
Такого рода проблемы в Пакистане существовали десятилетиями. Но в последнее время демонстративная борьба с богохульством стала набирать обороты. И если раньше многие из подобных обвинений были связаны с бытовыми конфликтами, то теперь в них все чаще видят политический инструмент.