Современная российская пропаганда – настоящий подарок для тех, кому интересно, как это вообще работает. Все наглядно, будто в лаборатории. Пропагандисты даже и не стараются хотя бы слегка маскировать свои задачи. Тезисы, которые им необходимо отрабатывать, вычисляются на раз. Просмотрев очередной выпуск одной из бесчисленных программ Владимира «Вечернего» Соловьева или погрузившись в подземный мир телеграм-каналов менее титулованных воинов информационного фронта, сразу понимаешь, что именно сейчас волнует администрацию президента РФ. Чтобы узнать, что написано в знаменитых «кремлевских методичках», нет необходимости читать эти самые методички – их и без того читают, ленясь вносить коррективы, специальные люди в телевизоре и перепечатывают специальные люди в интернете.

Это все, конечно, не вчера изобрели. Богатый мир, большая история – с советскими традициями и с традициями досоветскими: можно вспомнить и антинемецкие агитки, которые рисовал в начале Первой Мировой войны великий Малевич, а подписывал Маяковский, тоже великий. Можно – антинаполеоновские карикатуры Теребенева и «афишки» графа Ростопчина: «Московский мещанин, бывший в ратниках, Карнюшка Чихирин, выпив лишний крючок на тычке, услышал, что будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился и, разругав скверными словами вcex французов, вышед из питейнаго дома, заговорил под орлом так: “Как! К нам? Милости просим, хоть на святки, хоть и на масляницу: да и тут жгутами девки так припопонят, что спина вздуется горой. Полно демоном-то наряжаться: молитву сотворим, так до петухов сгинешь!”

Плакат Казимира Малевича. Стихи Владимира Маяковского (1915). Текст под картинкой: “Ну и треск же, ну и гром же, был от немцев подле Ломжи”. В реальности польский город Ломжа был без боя оставлен русскими войскам 10 августа 1915 года в ходе “Великого отступления” (или, как ее часто называли, “великой катастрофы”). В течение пяти месяцев (начиная с мая 1915 года) немецкого наступления русская армия оставила Галицию, Польшу, Литву и потеряла убитыми более миллиона человек.

Велась “информационная работа с целевыми аудиториями” и в допетровской Руси. Кстати, работали предки остроумнее и тоньше, чем нынешние наши чудища из телевизора, хотя специальных подразделений из бездельников, “выявляющих значимые смысловые блоки”, цари не содержали.

А для примера – история одной информационной войны, которую вел в годы Смуты против своих соперников Василий Шуйский.

Пиар-проблемы царя Василия

Получив в 1606 году власть, Шуйский оказался в сложной ситуации. Помимо задач экономических и военных, стояли перед царем и другие. Необходима была обработка общественного мнения. Само по себе избрание на царство, случившееся сразу после антипольского восстания, не гарантировало его власти стабильности: взбудораженные жители Москвы и ненавидевшие Лжедмитрия I бояре, конечно, поддержали претензии Василия, но все – и, в первую очередь, сам новый царь, – понимали, что, во-первых, это не совсем похоже на “выбор всея земли”, а во-вторых, точно не создает вокруг нового властелина ауры сакральности. Тогда настоящая власть нуждалась в санкции свыше. С самого верху. От Господа.