Саудовская Аравия. Фото: Hassan Ammar / AP / TASS

Саудовская Аравия. Фото: Hassan Ammar / AP / TASS

Бурные события на Уолл-стрит, которые могут повлиять на финансовую систему всей планеты, заслонили важное событие на нефтяных рынках – черное золото выросло в цене на ожиданиях восстановления глобальной экономики до годового максимума. Не менее важная причина – продление соглашения ОПЕК+, вновь доказавшего свою эффективность в регулировании цен на нефть.

Месяц назад, когда казалось, что между Саудовской Аравией и Россией вот-вот начнется новая ценовая война, Эр-Рияд неожиданно объявил об одностороннем снижении добычи нефти на миллион баррелей в сутки. Сейчас самое время подвести первые итоги январского решения и понять, кто больше выиграл от внезапного снижения добычи Саудовской Аравией.

Благодаря возможности влиять на цены на нефть ОПЕК много десятилетий была главным игроком на нефтяных рынках. Совсем недавно нефтяному картелю бросили вызов американские нефтяники, начавшие добывать нефть методом гидравлического разрыва пласта. Сланцевая революция позволила Америке выбросить на рынки за очень короткий промежуток времени огромные объемы нефти и газа и сделала ее одним из лидеров в нефтегазовой отрасли.

Угроза, которую несет сланцевая нефть как нефтяному картелю, так и не входящим в него нефтедобывающим странам, оказалась настолько сильной, что заставила главного конкурента Саудовской Аравии (КСА) – Россию – пойти на союз с ней. Итогом этого ситуативного союза стали два соглашения ОПЕК+, при помощи которых его участники регулировали цены на нефть, снижая или повышая ее добычу. При помощи этих соглашений Эр-Рияд отразил непосредственную угрозу из-за океана.

Несмотря на широкие улыбки на лицах нефтяных министров участников ОПЕК+, соглашение не могло быть прочным. Это доказала вторая ценовая война, вспыхнувшая весной прошлого года и продлившаяся месяц. Главным противником КСА в ней были не столько сланцевики, сколько Россия, отказавшаяся выполнять требование Эр-Рияда об очередном снижении добычи. Войну ту саудиты если и не проиграли, то уж во всяком случае точно не выиграли. В ней вообще не оказалось победителей, по крайней мере явных. Тем не менее она сыграла положительную роль – показала Эр-Рияду и Москве, что они не могут победить друг друга и что без сотрудничества им не удержать цены на нефть на более-менее приемлемом уровне.

Частично ради этого сотрудничества Саудовская Аравия и пошла на снижение добычи. На данном этапе у многих аналитиков и специалистов создается впечатление, что в Эр-Рияде вновь просчитались или как минимум не учли всех нюансов и изменений в краткосрочной перспективе и что для России и американских сланцевиков последние события – а в особенности одностороннее снижение саудитами добычи нефти 5 января 2021 года – выгоднее, чем для Саудовской Аравии.