Амин Нассер, глава Saudi Aramco, на пресс-конференции, посвященной предстоящему IPO. Фото: Hamad I Mohammed / Reuters

Амин Нассер, глава Saudi Aramco, на пресс-конференции, посвященной предстоящему IPO. Фото: Hamad I Mohammed / Reuters

Как будто коронавируса и его экономических последствий было недостаточно. Буквально на следующий день после того, как Россия отказалась от договоренностей со странами ОПЕК о совместном ограничении объемов добычи нефти, Саудовская Аравия объявила о прецедентном (sic!) снижении официальной цены на нефть и планируемом резком увеличении объемов добычи.

Причем география предлагаемых скидок не оставляет сомнений, что своим экономическим ударом Саудовская Аравия метит именно в Россию.

Полный провал

Накануне пятничного заседания министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бин Салман, устроил встречу в своем номере в одном из венских отелей, пишет The Wall Street Journal. В ходе этих переговоров саудовский принц убедил других министров ОПЕК сократить добычу в 14 странах организации еще на 1 млн барр./сут. до конца года, а также предложить России и еще 10 странам, участвующих в расширенных заседаниях картеля, уменьшить свое предложение на 500 тыс. барр./сут. И это в дополнение к уже существующим договоренностям о снижении на 1,7 млн барр./сут. Договоренность не очень-то впечатлила рынок, который продолжал реагировать на распространение коронавируса по миру. В пятницу Россия отказалась. Рынки обвалились – нефть подешевела примерно на 10%.

Министр энергетики Александр Новак, представляющий страну на переговорах, покинул их досрочно, отказавшись обсуждать дополнительное сокращение предложения до следующего заседания ОПЕК+ в июне. Россия была готова лишь на продление декабрьских договоренностей, которые истекают в конце марта, до июня. В ходе переговоров Новак настаивал, что более низкие цены должны подстегнуть спрос и что дальнейшее сокращение добычи не может быть ответом на складывающуюся на рынке ситуацию. Абдулазиз ибн Салман, под давлением со стороны наследного саудовского принца Мухамеда ибн Салмана, настаивал, что сокращение необходимо из-за ожидаемого сокращения спроса на нефть.

Когда в 2016 году Россия только начинала сотрудничество с ОПЕК, Халед аль-Фалех – тогда министр энергетики Саудовской Аравии, отправленный в отставку в сентябре 2019 года из-за разногласий с наследным принцем о первичном размещении (IPO) акций Saudi Aramco – часто консультировался с Новаком, договариваясь о сокращении добычи, до заседаний ОПЕК. Фактически это сделало Россию неформальным лидером среди 11 стран, которые участвуют в заседаниях организации, не будучи ее членами; а также дало России непропорционально высокое влияние на глобальные рынки нефти, по сравнению с ее долей в мировой добыче.

Разлад уже назревал какое-то время, так как многие страны – члены ОПЕК считали, что из-за договоренностей с Россией они несут непомерную ношу в деле стабилизации рынков. И вот все договоренности развалились.