Несовременная современность
Парк «Зарядье». Фото: Diller Scofidio + Renfro
Послезавтра для публики откроют парк «Зарядье». Впрочем, парком это место можно назвать только условно, как условно называли рыжим человека без волос из хармсовского рассказа.
Это невероятно быстро возведенный на месте разрушенной гостиницы «Россия» (а также снесенных специально под это дело двух прекрасных домов начала двадцатого века) комплекс сооружений с подземной парковкой, гостиничным комплексом и большим концертным залом. Все это, действительно, будет окружено зелеными насаждениями и «природными проектами», обыгрывающими тот факт, что Россия «северная страна» – там будет вечно ледяная пещера и воссозданная ландшафтными дизайнерами тундра, спускающаяся к Москва-реке. А над рекой возвели огромную нависающую смотровую площадку в виде то ли циркуля, то ли скрепы. Она полностью перекрывает вид на Кремль со стороны Яузы.
Недавно на открытой для всех фейсбук-странице бравирующего своим консерватизмом интеллектуала Дмитрия Ольшанского разгорелась дискуссия о Зарядье, где в качестве защитников проекта отметились главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и урбанист Петр Кудрявцев, чья компания разрабатывает концепцию развития нового парка. Если постараться выделить из этого бесконечного треда главное, то получится вот что. Недовольные сетуют на неуважение к историческому облику города (часто сопровождая это ксенофобскими и вообще грубыми ремарками). Защитники упрекают критиков в «ретроградстве», неумении принять современность, поминают им барона Османа, «создавшего» современный Париж, разрушив Париж старый (при этом ведут они себя цивилизованно).
И тут приходится признать вот что. Несмотря на внешний лоск и продвинутость защитников «условного» парка и отсталость и неприятную неполиткорректность его противников, в реальности их позиции надо расценивать как ровно противоположные. Причем в этом конкретном случае это проявляется совсем демонстративно.
Зарядье спроектировано американским бюро Diller Scofidio + Renfro, самая знаменитая работа которого – парк High Line, разбитый на заброшенном железнодорожном виадуке, проходящем над нью-йоркским районом Челси. Сравнение двух разработок одного и того же бюро многое говорит о характере их заказчиков. Идеология американского парка состоит в том, чтобы создать нечто новое, не выходя за границы старого: парк занимает только пространство путей, количество новых построек там минимально и они идеально вписаны в пейзаж (а ведь в Челси – хоть это и исторический район – ничего сопоставимого по древности и значимости с Кремлем нет). Проект для Москвы – это забирающая на себя все внимание громадина, перекрывающая старый исторический пейзаж. При том, что старое – это и есть самое современное сегодня.
Современность – вещь изменчивая и, главное, развивающаяся вместе с обществом. Апелляция к барону Осману, как к символу «современности» – трудно представить себе что-то более архаичное! Например, одна из задач, которыми он руководствовался, «пробивая» бульвары в Париже, – возможность удобного прохождения войск. Спрашивается – должны ли мы руководствоваться этим сегодня?
Сегодня самое современное – это внимательное отношение к прошлому, уважение ко всем его слоям, то есть консервация, повернутая лицом к человеку. Одним из лучших и главное, самых современных примеров такого «выяснения отношений с прошлым» считается то, что сделано в берлинском Neues Museum. Там не стали даже штукатурить следы от попавших в здание в войну снарядов, превратив дворец эпохи позднего классицизма в живое кино, в памятник всей истории, которую оно пережило.
Это в конце 50-х, когда строился парижский Дефанс, современность состояла из стекла и бетона. К началу тысячелетия такая современность докатилась до Дубая. А теперь доплелась до Москвы, во всяком случае до ее начальства.
Что еще почитать
1) Мартовский материал Афиши, подробно рассказывающий об устройстве Зарядья.
2) Эссе Орхана Памука 2013 года, в котором он связывает события на площади Таксим с тем, что правительство разрушило старые здания вокруг этой площади, изменив дух места, с которым связаны воспоминания миллионов стамбульцев.
3) И – для неленивых. Целая книга Дэниэла Брука «История городов будущего», в которой он разбирает такие примеры насильственной модернизации, как Дубай, Шанхай, Мумбаи и царский Петербург.
– Анна Наринская, литературный критик
Анна Наринская – Republic