Чего же «боялись» философы Востока, Индии в частности? Повторения. Да, не исчезновения, не «растворения», не беспредельного-безграничного-безначального-бесконечного-невыразимого, а именно повторения. Колеса дхармы. Метафизической скуки. Когда как бы «все топчется на месте». Действительно, на метафизическом уровне сансарическое существование есть лишь повторяемость ситуаций и ролей, мучительное однообразие циклической воспроизводимости одного и того же содержания. Наверное, в образах западной культуры можно было бы сказать, что человек в сансарическом (эмпирическом) существовании – это Сизиф с его камнем. Кстати, «Сизифов труд» (или образ колеса машины на фабрике – столь частый в поэзии XIX века), конечно, тягостен и для европейца, но вот ницшеанский образ «вечного возвращения» у его творца вызывает скорее восторг: «Так это и была жизнь? Ладно, еще раз!» Да и пресловутое «переселение душ» в сознании Запада (в том числе у эзотериков) воспринимается обычно как бесконечное увлекательное приключение, а вовсе не то, от чего нужно уйти, что нужно преодолеть.
Предлагаем вырваться на этих выходных из сансарического существования и погрузиться в Ничто или хотя бы в разговор о нем и почитать статью о том, что так долго пугало Запад, а для Востока изначально было благом.
Republic