Здравствуйте, друзья! Ну и неделька выдалась: удивил президент с Посланием, что уж. Выходные – прекрасное время, чтобы выдохнуть, успокоиться и обдумать, что же все-таки в стране произошло. А чтобы важного не упустить – полезно прочесть новые тексты Republic и перечитать лучшие за неделю. Тем более, что они не только про Послание. Жизнь, по счастью, шире.
Вот вам новые:
Послание президента многие комментаторы посчитали своеобразным описанием схемы перестройки власти, при которой Владимир Путин, переставая быть президентом, сохраняет руководящее положение в стране. А вот Александр Рыклин уверен, что Путин просто пугает таким образом Александра Лукашенко. Это не про транзит, это – про шантаж.
К сожалению для Путина, никакая новая конституция
не гарантирует ему вечного правления, пишет Владимир Гельман. И вообще не стоит преувеличивать роль конституции в политической жизни: с функциональной точки зрения, конституции в самом общем виде дают ответ на вопрос о том, кто правит в той или иной стране и на каких условиях.
Очень странные дела творятся с российским образованием, пока мы все увлечены сменой правительства. Оказывается, Минпросвещения (еще то, медведевское) запустило программу развития эмпатии у школьников! И это в стране с традициями основ православной культуры и военно-патриотическим воспитанием. Иногда власть оказывается прогрессивней, чем хочет выглядеть.
Нас окружает несчетное количество микроорганизмов. Они повсюду – в воде, пище, на и в нас самих. Что нужно знать, чтобы с ними соседствовать, чего бояться и какие правила соблюдать, чтобы выжить, – рассказывает сотрудник лаборатории микробной биотехнологии биофака МГУ Илья Сережкин в новом выпуске подкаста «Два градуса Цельсия».
В новом докладе McKinsey говорится, что мировая экономика точно изменится из-за глобального потепления. Раньше при проектировании городов или фабрик использовались данные, предполагающие, что климат находится в стабильном состоянии. Но уже пора считаться с новой реальностью.
Если вы хотя бы перед кем‑то отчитываетесь – значит, вы встроены в иерархию. Чем больше людей отчитываются перед вами, тем выше вы находитесь в иерархической «башне». Но при этом вы также живете «на площади» горизонтальных связей и сетей. Что важнее для развития цивилизации? Ответы – в новой книге Ниала Фергюсона «Площадь и башня».
У рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ, сформированной по распоряжению президента, очень пестрый состав. Здесь и лояльные власти юристы, и депутаты ГД, и политрук Захар (Евгений) Прилепин, и уважаемый благотворитель Елена Альшанская. Как формировался этот список? Почему он выглядит именно так? И почему для тех, кто раньше с властью в открытую не сотрудничал, приглашение в рабочую группу оказалось тем самым, от которого невозможно отказаться?
«Нет никакой гарантии того, что простое увеличение количества женщин на политических постах автоматически ведет к изменению условий существования большинства женщин». Анастасия Кальк рассказывает о разных взглядах на то, как должно выглядеть гендерное равенство.
А вот вам лучшие:
В «Будущем» – текст лекции профессора Оксфордского университета и МВШЭСН Андрея Зорина «Как менялись наши эмоции» из цикла «Правила новой публичности» бизнес-школы СКОЛКОВО. Мы часто думаем, что эмоции – нечто, заданное природой, но на самом деле они – элемент культуры. Эмоции в нас воспитывает среда, и средневековый человек, к примеру, страдал, радовался и гневался совсем не так, как житель современного мегаполиса.
Во «Власти» политолог Федор Крашенинников разбирается с тем, сможет ли переход на электронное голосование хоть как-то повысить доверие к российской избирательной системе. Способно ли изменение формы волеизъявления повлиять на содержание процедуры, или демократия – это вообще про другое?
В «Деньгах» – попытка с неожиданного ракурса взглянуть на главную новость Соединенного королевства: смогут ли принц Гарри и его супруга заработать на жизнь теперь, когда они перестали быть членами королевской семьи? Прокормят ли детишек? Спойлер: нам бы с вами их проблемы, конечно.
В «Кашине» – вот он, наш сюрприз, – Олег Кашин рассуждает о том, что может увидеть внимательный наблюдатель, изучая фотоархив Путина, для которого пресслужба к 20-летию правления вечного президента создала специальный и регулярно обновляемый сайт. О чем сегодня нам рассказывает зажигательная пляска с Бушем, к примеру?
В «Книгах» – самые любопытные идеи из свежей работы профессора Пенсильванского университета Пола Оффита «Overkill: Когда современная медицина заходит слишком далеко». Все о медицинских мифах, в которые мы верим. Надо ли обязательно сбивать высокую температуру? Стоит ли доверять антибиотикам? Ну, и так далее.
В «Мнениях» – важнейшие события 2019 года глазами старшеклассников Москвы. Самое важное из того, что произошло в России, как (справедливо, кстати) думают столичные школьники – это московские протесты. Самое важное из того, что произошло в мире, – победа Владимира Зеленского на украинских выборах (а вот тут можно и поспорить).
В «Политике» место нашлось не только разговорам о Послании. Есть, например, текст об итогах очередного раунда переговоров между участниками конфликта в Ливии, который прошел в Москве при посредничестве российских и сирийских дипломатов. Тема важная: совсем уже скоро Путин поедет в Германию на форум, посвященный ливийскому кризису.
В «Философии» историк Александр Шубин задается вопросом: «Социализм и демократия: возможно ли одно без другого?» И объясняет попутно, почему в постиндустриальном мире снова актуальны Кропоткин, Прудон и Бакунин.
В «Фотожурнале» – тяжелый и важный материал: лучшие фотографии, на которых – последствия жутких лесных пожаров в Австралии. Люди и звери (которых, как это всегда и бывает, жалко как-то по особенному) в столкновении со стихией.
Отдыхайте хорошо, и читайте Republic внимательно. Будем надеяться, что следующая неделя окажется чуть менее нервной. Но если не окажется – мы постараемся помочь вам понять, что происходит. Хороших выходных.
Republic