Здравствуйте, друзья! Главных тем теперь только две: мировая пандемия и путинская вечность. Ну, пожалуй, еще новости о голосовании за поправки как мостик между этими двумя берегами. Но для внимательных читателей Republic есть у нас кое-что и сверх общей повестки. И новое, и лучшее. Хотя про главное – тоже всего в достатке.
Вот вам новое:
Конституция России запрещает присвоение (узурпацию) власти. Но именно это и происходит при отмене ограничений для одного и того же лица занимать должность президента страны. Юрист Роман Бевзенко с трудом находит слова, чтобы оценить заключение КС о путинских поправках.
«Личная машина – неэффективный вид транспорта, малоактивный образ жизни делает людей больными. Американцы разрушили свои города в угоду деревням под популистские лозунги, а сегодня не могут слезть с бензиново-бетонной иглы». Илья Варламов и Максим Кац считают, что России ни в коем случае не следует идти по тому же пути. И по какому же следует?
Дневник пандемии. Как правительства реагировали на коронавирус 18–20 марта: Великобритания обратилась к Rolls-Royce и производителю пылесосов Dyson с просьбой переключить часть своих мощностей на производство аппаратов искусственной вентиляции легких, Трамп объявил себя «президентом военного времени».
«Когда руководители остальных стран ЕС подсчитали резервы масок и количество мест в реанимациях у себя, их лбы покрылись холодным потом. Они не делились запасами с Италией по банальной и единственной причине: они знали, что когда эпидемия придет к ним, ситуация будет такой же». Сергей Михайлов утверждает из Франции, что Европа уже оправилась от шока и встречает вирус единым фронтом.
Александр Рыклин рассуждает о том, как вирус смещает поведенческие нормы, и напоминает: нам всем нужно как-то пережить тяжелейшие времена и попытаться действительно не свалиться в какое-то совершенное скотство.
«Нарушение принципов Гумбольдта – не невинный вопрос о том, должен ли университет быть более либеральным, левым или консервативным, но попытка ликвидации самого общества, допускающего указанное политическое разнообразие». Виталий Куренной рассказывает, почему Вильгельм фон Гумбольдт решил, что преподавателей должно нанимать государство, зачем была придумана докторская диссертация и почему книги не заменят лекции.
Сюжет Ноя и его ковчега образует ту культурную ДНК, которая широко представлена сейчас в лице любителей делать схроны с тушенкой и карабином «Сайга» на случай зомби-апокалипсиса. Эта культура основана на принципе «переждать», на накоплении материальных ресурсов и на выстраивании барьера от внешнего мира. В России принято упрекать соотечественников за паникерскую манеру скупать гречку и за любовь к уродливым стальным дверям в подъездах. Между тем этот феномен, во-первых, повсеместный, во-вторых, очень давний.
Журнал «Деньги» тем временем отслеживает последствия пандемии на всех уровнях экономики. Вот, например, из-за вируса фитнес-клубы фиксируют рекордное падение посещаемости уже почти месяц. На этой неделе Ассоциация операторов фитнес-индустрии написала премьер-министру петицию, в которой попросила правительство о поддержке – на что рассчитывает этот бизнес, можно почитать в интервью президента ассоциации Ольги Киселевой. А миллиардер Игорь Рыбаков попробовал купить медицинские маски в аптеке или в интернете, обнаружил, что они подорожали в десятки раз – и, закупив их в товарном количестве, начал раздавать нужную во время пандемии вещь всем желающим у себя в офисе (если вдруг кому нужно, сегодня маски у него ещё будут).
А вот вам лучшее:
В «Будущем» – оптимистичные сводки с фронтов борьбы против пандемии. Самый мощный в мире суперкомпьютер Summit производства корпорации IBM ищет лекарство среди всех уже имеющихся. Есть прогресс.
Во «Власти» – политолог Федор Крашенинников рассуждает о том, в какой непростой ситуации оказалась Русская православная церковь сегодня. Что ей делать – спасать свою паству физически, призывая ее сидеть дома, или спасать свою репутацию чудотворящей организации, подвергая паству серьезному, а в отдельных случаях и вовсе смертельному риску.
В «Деньгах» – тоже сводки с фронтов, но пессимистичные. Все больше экономистов считают, что рецессия в мировой экономике из-за коронавируса уже началась. Вопрос только в том, окажется ли она более тяжелой, чем в 2008-м, или все-таки нет.
В «Кашине» – не все меняется в мире! – Кашин. Олег Кашин – на смерть Эдуарда Лимонова: «Оцепенение от великого карантина и от политических реформ нарушила та боль, которую способен причинить только он».
В «Книгах» – фрагмент работы выдающегося филолога Александра Долинина «“Гибель Запада” и другие мемы» (Новое Издательство, 2020). Автор анализирует великие исторические мемы. А у нас вы сможете узнать, правда ли, что афоризм «Поскреби русского – найдешь татарина» придумал сам Наполеон?
В «Мнениях» – неожиданный взгляд на главные политические новости России. Физик Сергей Шпилькин рассказывает о методе анализа результатов выборов и о «всенародном голосовании» по поправкам в Конституцию.
В «Политике» – еще одна ключевая тема последних недель, которая из-за Путина и вируса как-то потерялась: зачем аравийский кронпринц проводит чистки родственников и объявляет нефтяную войну России? Новости из Саудовской Аравии теперь ведь не только в газетах, но еще и в вашем кошельке.
В «Разговоре» – новый выпуск подкаста «Единица хранения» от Международного Мемориала. На этот раз историк Петр Чистяков – о малоизученных страницах истории Красного террора.
В «Философии» – продолжение серии материалов культуролога Виталия Куренного о высшем образовании. На этот раз речь – о новой идее науки, о том, какие свободы должны быть предоставлены студентам и преподавателям, и почему плагиат – это зло прежде всего для общества, а не для науки.
Берегите себя, друзья. Соблюдайте правила обычной гигиены – то есть мойте руки, и правила информационной гигиены – то есть читайте Republic. И до встреч.
А с вами, как всегда по субботам, был главный редактор журнала «Republic-Власть» Иван Давыдов.
Republic