
Казимир Малевич. Портрет Анны Лепорской
Заявление коллекционера Андрея Васильева, вынесенное в заголовок его интервью, опубликованного «Отделом культуры» 4 мая, – «Думаю, что практически все крупные вещи главных имен русского авангарда, которые находятся на арт-рынке, – фальшивки», – фактически из того же смыслового ряда, что «в музеях показывают фальшивки, настоящие картины давно продал директор и выручку в карман положил, и вообще, за что такие деньги?!». На давность и упрямство обывательских убеждений в существовании очередного заговора могущественного теневого правительства не влияют факты и логика.
Тяга к детективам
Выявленные или же вероятные подделки произведений искусства с интересом и живостью обсуждаются даже теми, кого редко увидишь в музеях. Новости о рекордных продажах теперь совершают мгновенный транзит из аукционных домов в массовую прессу, чтобы осесть в газете с чувствительным изложением судьбы не признанного при жизни художника-модерниста, чьи картины стали стоить миллионы. Кино про аферу с произведениями искусства – это всегда детектив.
Неверно считать такое представление устаревшим или исключительно отечественным, хотя беспринципные коллекционеры и поддельщики были выведены еще в знаменитом милицейском сериале 1970-х «Следствие ведут знатоки», в фильме под заголовком «Подпасок с огурцом». Но даже когда слово «искусство» оказывается просто еще одним названием для очень больших денег, в нем все равно сохраняется не до конца понятная тайна. Недаром «арт» отлично служит для продвижения новейшей криптовалютной технологии NFT, обеспечивая ей необходимое впечатление стабильности и причастности к вечности, с которой традиционно связывается художественная сфера.
С пафосом обличая продажную верхушку арт-мира, состоящую из музейщиков, искусствоведов, галеристов, аукционеров, Васильев берет в союзники тотальное недоверие – известный социальный недуг, особенно свойственный советскому и постсоветскому обществу, усиленный общим неприятием модернистского искусства.
"Давняя идея Васильева – разоблачить связанную с крупными государственными музеями и буквально существующую в их центре некую «фабрику подделок». «Нет непродающихся людей, вопрос только в цене, любое высказывание делается ради выгоды» – вот логика Васильева, хорошо понятная в тех кабинетах, где принималось решение инициировать уголовное дело.
Вопрос автору или редакции. Откуда эти цитаты? Я никогда ничего подобного, сколько мне помнится, не говорил и не писал.
это, конечно, не цитата. вопрос был, очевидно, в кавычках, сняли
Спасибо. "Фабрику подделок" оставили в кавычках. А это откуда цитата? Разве в моих текстах где-то употребляется это выражение? И, кстати, можно ли здесь в комментариях размещать иллюстрации?
Отличный текст, спасибо!
Адвокат Добровинский, тоже коллекционер ПИ, однажды рассказал такую байку по радио. Известно, что практически каждый художник в процессе написания картины случайными касаниями оставляет на ней отпечатки своих пальцев, которые сохраняются в краске навсегда. Их нетрудно снять. Идея, решил Добровинский . Получаем отпечатки со всех картин всех музеев и хранилищ, составляем картотеку, сопоставляем доказанное с подозрительным и узнаем, где настоящее и где подделка ! Недолго думая, он разогнал письма по всем Луврам, Британским музеям, Третьяковкам и пр. В ответ тишина, еще более громкая из-за почтовых подтверждений получения писем.