Скотт Моррисон, Джо Байден и Борис Джонсон объявили о создании военного альянса AUKUS, 15 сентября 2021 года.Фото: Oliver Contreras / Consolidated News Photos / Global Look Press

Скотт Моррисон, Джо Байден и Борис Джонсон объявили о создании военного альянса AUKUS, 15 сентября 2021 года.Фото: Oliver Contreras / Consolidated News Photos / Global Look Press

Объявление о создании нового военного альянса AUKUS (Австралия, Великобритания и США) сопровождалось новостью о разрыве крупного контракта между Францией и Австралией на производство 12 подводных лодок. Это вызвало крупный скандал с далекоидущими последствиями.

Само по себе возникновение AUKUS не должно никого удивлять. Соображение о том, что ближайшие десятилетия XXI века пройдут под знаком конфронтации двух крупнейших держав, Китая и США, давно сделались банальностью. В рамках этого противостояния, театр которого должен расположиться в зоне Индийского и Тихого океанов в силу естественных географических причин, Вашингтон будет стараться окружить своего соперника сетью союзов, чтобы связать действия Пекина и ограничить его экспансию. Создание AUKUS — первый шаг в этом направлении. На очереди другие страны региона, имеющие какие-либо опасения в связи с усилением Пекина, от Японии и Южной Кореи до Индии и Чили. Трудно сказать, какими могут быть новые антикитайские блоки, но нет сомнений в том, что все усилия американской дипломатии будут направлены в обозримом будущем на их формирование, вне зависимости от имени президента, занимающего Белый Дом.

Противоречия между Австралией и Китаем нарастали давно, что и привело к подписанию с Францией в 2016 году крупного и долгосрочного контракта на поставку 12 дизельных подводных лодок (на замену шести устаревшим). Отказ от ядерного топлива был сознательным — для сохранения возможности заходить в новозеландские порты, которые закрыты для атомных подводных лодок. Военный потенциал австралийского флота не идет ни в какое сравнение с китайским. В конце 2020 года Пекин располагал 360 боевыми кораблями (надводными и подводными), что превышает численность даже американских ВМС (разумеется, боевые возможности не описываются одним лишь количеством кораблей). Конечно, Австралия не пыталась угнаться за Китаем, но осознала необходимость обеспечить военное присутствие в Тихом океане.

Франко-австралийский контракт был заключен сначала на 31 млрд евро, в 2019 году стоимость выросла до 56 млрд евро. Предполагалось стратегическое партнерство на 50 лет. Подводные лодки должны были поступить заказчику с 2030 по 2040 годы. Но 15 сентября премьер-министр Скотт Моррисон объявил об аннулировании сделки.