
Валерий Фадеев. Фото: АГН Москва / Global Look Press
Уже неделю наше разнородное и разнонаправленное общество переваривает ЧП, произошедшее на ежегодной встрече Совета по правам человека при президенте РФ с президентом РФ. Вкратце фабула такова: безмерно талантливый и потому сохранивший до почтенного возраста детскую наивность и непосредственность режиссер Александр Сокуров выступил с речью о тех проблемах Российской Федерации, о которых взрослые люди предпочитают вслух не говорить, что вызвало почти истерическую реакцию сначала у президента Путина, а потом и у его окружения. На следующий день режиссер с мировым именем допустил возможность своего ареста за недозволенное выступление, но пресс-секретарь президента уверил: «Конечно, нет! Об этом и речи быть не может! Президент очень по-доброму к нему относится».
И этот скандал в СПЧ в очередной раз заставляет задаться вопросом: что это за организация такая и какой в ней смысл? Попробуем найти на него ответ.
История Совета по правам человека
Совет по правам человека при президенте Российской Федерации ведет свою историю с 1993 года. Тогда Указом президента Бориса Ельцина была создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Ее возглавил известный правозащитник, диссидент и народный депутат Сергей Адамович Ковалев.
Из воспоминаний заместителя председателя Комиссии Александра Копылова: «В конце сентября 1993 года мне позвонили из приемной руководителя Администрации Президента Российской Федерации и пригласили в Кремль к Сергею Александровичу Филатову, который предложил мне должность заместителя председателя Комиссии, сказав, что моя кандидатура согласована с С.А. Ковалевым. Я дал согласие.
…Вскоре меня пригласили приехать в дом на Новинском бульваре, где в одной из квартир проводились встречи рабочей группы под руководством С.А. Ковалева для подготовки Положения о Комиссии по правам человека и предложений о ее персональном составе.
В рабочую группу вошли кроме Сергея Адамовича и его помощницы Лидии Ивановны Семиной член Комитета по правам человека бывшего Верховного Совета РФ Сергей Васильевич Сироткин, один из руководителей правозащитного центра «Мемориал» (внесен минюстом в реестр НКО-иноагентов, может быть ликвидирован по иску генпрокуратуры — Republic) Арсений Борисович Рогинский, сотрудник этого же центра Никита Глебович Охотин, завсектором Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий бывшего Верховного Совета, Заслуженный юрист Российской Федерации Евгений Александрович Зайцев и я. <…>
… Ответственно и скрупулезно подходила рабочая группа к формированию персонального состава Комиссии. Понятно, что в нее должны были войти личности, по единодушному мнению членов рабочей группы, наиболее авторитетные, уважаемые в обществе, зарекомендовавшие себя в защите и отстаивании прав и свобод человека и гражданина, имеющие глубокие демократические убеждения и публично выраженные демократические взгляды.
В итоге члены рабочей группы предложили руководству Администрации Президента Российской Федерации состав Комиссии, и после одобрения он был утвержден Указом Президента».
В Комиссию вошли пользующиеся заслуженным авторитетом не только в России, но и во всем мире люди: вдова и соратница академика Андрея Сахарова Елена Боннэр, ученый Сергей Аверинцев, писатели Алесь Адамович и Фазиль Искандер, доктор права, академик Сергей Алексеев, журналист Игорь Голембиовский. В состав КПЧ вошли также почти все члены Комиссии по правам человека Верховного Совета РФ во главе с ее председателем Сергеем Ковалевым: бывшие народные депутаты Михаил Арутюнов, Борис Золотухин, Александр Копылов, Михаил Молоствов, Сергей Сироткин. Были в Комиссии и два государственных чиновника: министр иностранных дел РФ Андрей Козырев и руководитель правозащитного департамента МИДа, правозащитник с лагерным стажем Вячеслав Бахмин. Всего 14 человек.
Комиссия под председательством Сергея Ковалева проработала до своего фактического самороспуска в январе 1996 года. Начавшаяся в конце 1994 года Первая Чеченская война навсегда изменила взаимоотношения Ельцина и Ковалева, который также выполнял функции Уполномоченного по правам человека. С 15 декабря 1994 года в зоне российско-чеченского конфликта начала действовать Миссия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на Северном Кавказе, которую возглавил сам Ковалев. Миссия эта не имела официальных полномочий, а действовала при поддержке правозащитных организаций и координировала свою работу с обществом «Мемориал» (тогда еще не включенным по ряду объективных причин, а теперь включенным минюстом в реестр НКО-иноагентов — Republic). В СМИ регулярно появлялись интервью Ковалева о положении на Северном Кавказе, в которых он резко критиковал действия федеральных силовых структур и власти в целом. 24 января 1996 года в газете «Известия» было опубликовано открытое письмо Сергея Ковалева президенту Ельцину, в котором он заявил о своей отставке с поста председателя Комиссии по правам человека и выходе из Президентского совета. В этом письме Ковалев дал резко негативную характеристику действий власти, заявив, что президент России отошел от политики демократических реформ и отдает предпочтение силовым методам решения политических проблем. Вслед за Ковалевым написали заявления о выходе из состава Комиссии и другие ее члены — Бахмин, Боннэр, Голембиовский, Золотухин, Сироткин. Их добровольная отставка стала выражением гражданского протеста против войны, стоившей жизни многим тысячам россиян.
После самороспуска КПЧ в Администрации президента было принято решение сформировать ее новый состав. Указ Ельцина от 20 мая 1996 года № 740 полностью обновил состав Комиссии по правам человека, и хотя название осталось прежним, это была уже совершенно другая Комиссия. Возглавлял ее до 2002 года известный специалист в области международного публичного права Владимир Карташкин. С 2002 года председателем КПЧ была назначена Элла Памфилова.
Римма, по Маякову не соглашусь. https://zona.media/news/2016/20/09/komitet_six
"Защита Маякова указывала, что он оказывал платные юридические услуги не как член «Комитета за гражданские права», а в роли руководителя НКО «Центр доступного правосудия»."
Понимаете, берут договор, в нем сумма указана, а в прокуратуре блата нет, значит мошенник. Удобная же логика?
Еще СК среди врачей стал часто искать убийц. То же удобно. Труп есть, его никто не прячет. Документ (история болезни) - есть, участие подозреваемого в "убийстве" документально подтверждено. Остается только "оформить клиента". А для этого карманные эксперты (такие же, как в деле у Маякова). Самое главное, определить, что лечил врач неправильно и делал это со злым умыслом.
У меня нет цели защищать Маякова. Но сажать надо тех, с кем решают вопросы подобные "решалы" или "адвокаты".
Это уже третье дело Маякова по мошенничеству. А тот факт, что он уже дважды выходил по УДО, говорит скорее о том, что блат в прокуратуре есть. К сожалению, среди людей, называющих себя правозащитниками, немало тех, кто зарабатывает с использованием своего статуса на защите заключенных, часто не имея для этого необходимых знаний и квалификации, а также бывает, что такие "правозащитники" обманывает своих доверителей и их родных, берут у них деньги и "кидают". И всегда у них в ходу удобная отмазка - меня преследуют за мою правозащитную деятельность. Важно отделять зерна от плевел, и обо всех судить по их делам, а не по декларациям.
У меня недоверие к любому обвинительному приговору. Ну, а если у него есть блат ещё и во ФСИН (вроде от них зависит представление на УДО), значит сажать надо не только прокуроров, но и фсиновцев.
А подментованных правозащитников? С ними что делать?
Подментованные правозащитники, как и адвокаты-"решалы" - это симптом тяжелой болезни, отсутствия правосудия.
Представьте, что суд самый что ни на есть честный! И при этом есть такие "решалы". Если они пытаются решить вопрос для реального преступника (незаконным путем), то это несправедливо. А если это незаконно осужденный, то см. выше, "суд самый что ни на есть честный", такого не бывает (кроме случая "судебной ошибки").
Т.е., бороться с "решалами", которые пытаются коррумпировать честную систему можно только, если система честная.
Кстати, при честной судебной системе таких решал будет в несколько раз меньше. В основном будут защитники, честно борющиеся за клиента.
СПЧ давно уже превратился в фиговый листок на теле российской власти. Совет есть, а прав нет. Всё высшее руководство страны заинтересовано в бесправии и бедности народа. Человек у нас не вправе требовать у власти соблюдать его права. Такое требование - это экстремизм, граничащий с терроризмом. Допускается смиренно просить, при этом благодарить (лучше всего денежными знаками) и низко кланяться.
Удивительным светлым пятном на мрачном фоне Фадеева, Вышинского и Боровой стала генерал-майор полиции Татьяна Москалькова. Я сначала был повержен в шоковое состояние, когда ее назначали Уполномоченным по правам человека в РФ. Однако, претензий к ней не видел ни разу. Она старается и ведет себя достойно. Тем не менее, ждать от власти послаблений не стоит.
Войти в состав Совета по правам человека при президенте Российской Федерации, расстрелявшем парламент и растоптавшем Конституцию - это полное нравственное падение, ниже некуда. И еще 2 года чеченской войны терпел благородный диссидент Ковалев со товарищи, пока по этим правам и человекам ходили сапогами омоновцы. И, наконец, промямлили протест, но от места в Думе не отказались. Воистину прав был Салтыков-Щедрин, презирая российских либералов. И неправа была КПСС, которая сажала диссидентов, а надо было их покупать с потрохами.
Ошиблись, год, а не два. А место в Думе тогда не выдавали.
Это меняет дело, по-вашему? Не 2 года, а год и 3 месяца на панели - это уже порядочно? То есть если проститутка на панели меньше 2 лет - она порядочная. Однако просто его должность называлась иначе - Председатель комиссии по правам человека при президенте РФ, и эту должность он занимал с 26 сентября 1993 по 27 января 1996. Больше 2х лет, так что и тут вы соврамши. В Думе он сидел ровно 10 лет, еще и вторую чеченскую отсидел. Не знаю, кто персонально ему дал это место, но он при обоих президентах там был.
....профессиональные пропагандисты, на все готовые общественники да полезные идиоты — составляют теперь костяк СПЧ
В России теперь везде так. Что не чиновник, то или пропагандист путинизма или полезный власти идиот, которые на всё готов, хоть мать продать. И они активно продают Родину, вывозят "30 сребреников" и детей в загнивший Запад.
Оно всегда было так, просто раньше маскировалось. А сейчас стесняться некого.