Элла Памфилова. Фото: CEC Russia / Global Look Press

Элла Памфилова. Фото: CEC Russia / Global Look Press

В странах реальной демократии выборы — очень важная составляющая государственной жизни и гражданского общества, поэтому глава ЦИК там — уважаемая должность, но с ней, по большому счету, может справиться любой юридически образованный, честный и имеющий опыт административной работы чиновник. В странах же имитационной демократии, где проводятся «как бы выборы», глава ЦИК — сверхважная должность, ведь он — главный манипулятор, обеспечивающий несменяемость власти с помощью имитации процедуры выборов. Такую работу нельзя доверить абы кому, ее поручают только предельно лояльному власти, надежному и многократно проверенному чиновнику.

Волшебник и Мальвина

В Российской Федерации с 2007 по 2016 год эту должность занимал Владимир Чуров, по прозвищу Волшебник. С ним было все предельно ясно. Чуров — питерский во всех смыслах: родился, учился и работал в Ленинграде, с 1991 по 2003 — в Комитете по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, в том числе под руководством будущего президента РФ Владимира Путина, возглавлявшего Комитет в 1991–1996 годах. В 2003 не смог набрать нужного количества голосов членов Заксобрания Петербурга для назначения на пост члена Совета Федерации от этого региона и переехал в Москву, где стал депутатом Государственной Думы от партии ЛДПР. А в 2007 году, перед грядущим первым актом президентской рокировки Путина-Медведева, был назначен главой ЦИК. Для того, чтобы не имевший юридического диплома Чуров смог занять этот пост, незадолго до его назначения Госдума отменила требование об обязательном высшем юридическом образовании для членов Центризбиркома.

С работой председателя ЦИК Чуров справлялся отлично, на 146%. И в итоге он настолько стал ассоциироваться с нечестными выборами, что в 2016 году назрела необходимость его заменить менее запятнанной фигурой, за которой не тянулся бы длинный шлейф «каруселей», вбросов и фальсификаций. Тогда-то бородатого волшебника Чурова заменили на фарфоровую Мальвину с хорошеньким личиком, нежным голоском и незапятнанной репутацией лучшей подруги всех правозащитников. Узнали? Ну, конечно же, это очаровательная Элла Памфилова!

Я видела Эллу Памфилову вблизи, а не по телевизору, лишь однажды. То ли в конце 2005, то ли в начале 2006 года в Домжуре проходила уже не помню какая правозащитная конференция. Минут через 15 после начала в зал вошла Элла Памфилова в сопровождении фактурного мужчины. Отказавшись пройти к сцене, Элла Александровна и ее спутник демократично присели на ближайшие свободные стулья, которые оказались рядом со мной. Конечно, я украдкой разглядывала свою соседку. Выглядела она прекрасно: очень миловидная и моложавая, в светлом элегантном брючном костюме, с ухоженными волосами. Она записывала что-то на большом листе бумаги, лежавшем у нее на коленях. Меня поразил ее почерк — крупный, ровный, безупречный — почерк отличницы. Я со стыдом сравнила ее записи со своим блокнотом, в котором пыталась конспектировать выступления участников конференции.

Думаю, то мимолетное впечатление было верным. Элла Памфилова — отличница по жизни, это ее кредо и ее стиль — быть всегда и во всем первой и лучшей. Наделенная от природы привлекательной внешностью, она с успехом использовала ее в своей политической карьере, но никогда не выпячивала свою женственность, создавая у окружающих впечатление, что ее главные достоинства — высокие душевные, моральные и деловые качества. Прекрасная и строгая Мальвина, страстно, но уверено управляющая кукольным народцем.

К 2016 году она, увы, поистрепалась, все же не девочка, ровесница Чурова, они оба родились в 1953 году и всего на год моложе нашего вечного президента. Но, безусловно, ее белокурые локоны гораздо симпатичнее окладистой бороды предшественника.

Надо признать, что ход с заменой главы ЦИК был удачный. Когда вместо раздражавшего всех Чурова председателем стала Памфилова, многие понадеялись на перемены к лучшему, писали, что от нее «следует ожидать существенного изменения отношения ЦИК к наблюдателям» и что «она никогда не была безропотным исполнителем чужой воли и отличалась независимостью оценок». Правда, спустя три года очарование Мальвины для многих померкло — стало ясно, что все «независимые» шаги Памфиловой на посту председателя ЦИК никак не отражаются на ходе выборов, результат которых по-прежнему почти всегда заранее определен.

Так что же, неужели власть имущие в России рисковали, ставя Эллу Памфилову во главе ЦИК? Или у них все было просчитано, и либерально-интеллигентная Памфилова ничем не отличается от «своего человечка» Чурова? Попробуем разобраться.