Слева направо: мэр Мариуполя Константин Иващенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава ДНР Денис Пушилин, секретарь Генсовета партии "Единая Россия" Андрей Турчак и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов во время возложения цветов на площади Воинов-освободителей, Мариуполь, 1 июня 2022 года

Слева направо: мэр Мариуполя Константин Иващенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава ДНР Денис Пушилин, секретарь Генсовета партии "Единая Россия" Андрей Турчак и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов во время возложения цветов на площади Воинов-освободителей, Мариуполь, 1 июня 2022 года

Николай Тришин / ТАСС

Видели ли вы фильм Боба Фосса «Кабаре»? Наверняка видели. И если вы пойдете в Театр наций на спектакль «Кабаре», поставленный Евгением Писаревым, чтобы сравнить спектакль с фильмом, — это будет напрасный труд. Потому что постановка имеет совсем мало общего с оскароносным фильмом. Кроме, конечно, сюжетной канвы — истории любви певички Салли и молодого писателя Клиффа (в фильме его зовут Брайан) на фоне проникающего в общество нацизма и постепенного его укрепления.

Когда-то Джон Ван Друтен написал пьесу «Я — камера» по роману Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин!», изданному в 1939 году. Затем по пьесе Джо Мастерофф создал либретто, слова сочинил Фред Эбб, музыку — Джон Кандер (они же впоследствии стали авторами не менее популярного мюзикла «Чикаго»). Отважный Боб Фосс не побоялся сравнений со сценической версией немыслимо популярного в конце 60-х мюзикла и принялся за киноверсию. Экранный вариант тоже был обречен на сравнения, как сейчас обречена версия Писарева с фильмом Фосса, но всякие сравнения здесь будут излишни. Боб Фосс довольно сильно переделал пьесу Ван Друтена, переместив акценты и сделав из эпизодических персонажей главных, а из главных — эпизодических. Заодно он усилил гомосексуальную тему, изрядно смягченную в пьесе по сравнению с романом Ишервуда.

Писарев вместе со сценографом Зиновием Марголиным и художником по костюмам Викторией Севрюковой создает мир протухшего полунищего кабаре на излете Веймарской республики. Зловещая пошлость — так, наверное, можно кратко описать атмосферу, в какой зарождается любовь бесталанной певички Салли (Александра Урсуляк) и начинающего писателя Клиффа (Сергей Кемпо). Любовь, не способная спасти самое себя, раздавленная этой самой зловещей пошлостью, которую охотно поддерживает народившийся нацизм.